Синтетическое масло — что это такое и в чем его особенность

Особенности и виды

Подтверждением того, что купленная смазка является ничем другим как синтетикой, станет специальная надпись, которую можно увидеть на лицевой стороне той тары, в которой она выпускается. Здесь должно быть написано «synthetic», но иногда в отдельных случаях ставится маркировка «full synthetic».

В основе «синтетики» лежат органические однородные соединения. Они добываются в условиях протекания реакции синтеза, проводящейся химическим путем. Благодаря данным соединениям синтетические смазочные материалы наделены огромным количеством положительных характеристик, превосходя, например, минеральные и полусинтетические.

Самая главная особенность заключается в том, что «синтетика» универсальна. Конечно, не все так просто, а при его использовании необходимо обращать внимание на некоторые отдельные моменты. Актуальность этого типа масла повышается с началом зимнего периода

Внимание! «Синтетика» максимально популярна в северных странах, в условиях низких температур.

В большинстве случаев этот материал используют для двигателей на специальной технике. Поскольку она должна работать безотказно, то здесь подойдет только синтетика, ведь другие виды смазки не могут обеспечить качественную работу. Кроме того, по сравнению с другими, синтетическое зарекомендовало себя как материал, который в процессе работы сохраняет чистоту деталей, что позволяет значительно увеличить срок их работы. Еще одной особенностью «синтетики» является то, что они практически все являются энергосберегающими.

Эстеры и полиглеколи

Это высшая лига синтетики. Масло, изготовленное на основе этих химических соединений, не теряет свои характеристики в самых тяжелых условиях эксплуатации. Именно по этой причине эстеровая основа применяется в смазках для гоночных болидов.

Характерная особенность – молекулы эстеровых соединений имеют полярность, благодаря чему силы поверхностного натяжения многократно увеличиваются. Масло как бы прилипает к поверхности металла, обеспечивая надежную пленку в точке контакта.

Разорвать или смыть обволакивающий слой практически невозможно. Причем никакие температурные влияния не меняют базовых свойств.

Эстеровая или полиглеколевая основа синтезируется на 100%, поэтому при разработке формулы можно сразу заложить свойства синтетических моторных масел, обычно обеспеченные присадками. Так что понятие «расслоение» для такой основы отсутствует в принципе.

Синтетическое масло - что это такое и в чем его особенность

Масла на эстеровой основе продаются в обычных магазинах, стоят очень дорого, и относятся к стандарту качества по API – GL-5.

Энергосберегающие автомасла

Название «энергосберегающие» говорит за себя. Основной принцип работы заключается в том, что такие материалы позволяют повысить уровень экономии при работе машин.

Внимание! В США проводятся специальные исследования, исходя из которых настоящее масло, позволяющее сэкономить, должно соответствовать показателю 0,5 – 1,4 % снижения расхода горючего.

Даже не совсем опытный в этом деле потребитель может определить, относится ли приобретенный им смазочный материал к энергосберегающим. На заводской упаковке должны присутствовать две специальные буквы ЕС, что в расшифровке означает «Energy Conserving».

Полиальфаолефины (ПАО)

Технология производства базовой основы использует побочное сырье, образующееся при добыче нефти: природный газ. То есть основа все-таки природная, но получается она в результате 100% синтеза.

Главное преимущество – идеальная однородность молекулярного состава, при этом сохраняется возможность программирования базовых свойств. Правда присадки к такой основе все-же добавляются, иначе пришлось бы синтезировать различные группы базового состава – это сделает продукт более дорогим.

ПОДРОБНОСТИ:   Замена масла в двигателе Пежо 307 || Замена масла в двигателе Пежо 307 Фото инструкция как поменять моторное масло Пежо 307

А так, стоимость ПАО-синтетики в разы меньше, чем эстеровой смазки. Не говоря уже о полиглеколях – такие составы вообще недоступны к розничной продаже, они применяются только для спецтехники и в гоночной среде.

Поэтому, если вы покупаете масло с формулой 100% синтетика, это будет основа на базе ПАО. Такие масла относятся к стандартам GL-4 (по классификации API).

Основные характеристики масляных смесей

Одной из самых важных является температурно-вязкостная характеристика масла. Синтетика незначительно меняет свою вязкость в зависимости от температуры. При низких показателях смазка густеет, а при высоких – разжижаеся. Синтетическая основа и добавки-загустители обеспечивают хорошую проворачиваемость мотора при сильных морозах, а также доступ масла к деталям по узким каналам.

Такая величина, как индекс вязкости, определяет, насколько изменяется этот параметр в зависимости от температуры. Синтетические смазки имеют показатель на уровне 150–180 единиц и выше. Чем он больше, тем более качественной является масляная основа.

Рисунок 4

Температура вспышки показывает, насколько много легкокипящих фракций имеет смазывающая жидкость. Чем выше такая температура, тем ниже будет испаряемость, а также выгорание масел. Это значение должно быть больше 225°С. От него также зависят низкотемпературные свойства масел.

Температура застывания показывает предельную температурную границу, при которой смазка теряет текучесть, переставая работать. Для наилучшей зимней вязкости, 0W, это значение будет равняться от -45 до -50°С. Интересно, что чем ниже t° застывания, тем выше температура минимальной проворачиваемости ДВС.

Щелочное число (TBN) – чем оно больше, тем лучше для масла, выше его термоокислительная стабильность. Это означает, что синтетика будет дольше служить, чем другие виды смазок, потому что у неё самая высокая сопротивляемость к окислению. Свежие смазки имеют значение этого параметра от 8 до 14. По мере эксплуатации показатель падает.

Первые синтетические материалы были изготовлены для применения их в условиях очень высоких температур, а именно для работы двигателей реактивных самолетов. Причиной такому решению стали специальные исследования ученых, которые сделали вывод, что при воздействии больших температур многие компонентов участвуют в реакции расщепления, в результате чего их смазочные свойства многократно увеличиваются.

Синтетические материалы, созданные в лабораториях, не имеют в своем составе веществ природного происхождения, которые распадаются при высоких температурах. Также в них отсутствуют химические вещества, которые приводят к окислению и увеличению осадков.

график отличия минирального масла от синтетики и полусинтетики

«Синтетике» присуща способность выдерживать максимально большие температуры, которые не под силу перенести другим материалам на основе нефти. Они способны переносить не только высокий температурный режим, но и отлично защищать все внутренние детали двигателя при низких температурах.

Большинство масел, являющихся продуктом нефтепереработки, под воздействием низких температур начинают густеть. Вследствие этого, процесс запуска транспортного средства затрудняется. «Синтетика», наоборот, работает прекрасно как при высоких, так и низких температурах.

ПОДРОБНОСТИ:   Моторное масло для Хендай Крета

Гидроочистка и гидрокрекинг

Моторное масло для двигателя должно не только обладать выдающимися свойствами, оно должно быть доступно для рядового покупателя (коих большинство). Если владелец отечественного 30-летнего автомобиля решил уйти от «минералки», цена канистры масла не должна превышать остаточную стоимость автомобиля.

В результате была разработана формула гидроочистки (или гидрокрекинга – «HC»). В принципе, это синтетика, и надпись «synthetic» не маркетинговая уловка.

Вопрос в технологии производства. Гидрокрекинг – это не воспроизведение новых молекул, а отделение ненужных. За основу берутся все те-же нефтепродукты, от них отделяются «лишние» компоненты, и физически разрушаются длинные молекулярные цепочки.

В результате получается основа, очень близкая по свойствам к 100% синтетике, но не обладающая такой же стабильностью. Что это означает?

Вы наверняка обратили внимание на две интересные формулировки в сервисной книжке вашего авто, касаемо замены моторного (трансмиссионного) масла:

  1. Интервал замены 10000 км или 6 месяцев, что наступит раньше. Разумеется, цифры условные, для примера.
  2. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, интервал замены масла уменьшается. Под «тяжелыми условиями» понимается любая эксплуатация, кроме равномерного пробега по идеальным дорогам без пробок и светофоров.

Данные условия относятся к любым маслам, кроме эстеровой синтетики. То есть, 99% автолюбителей должны производить замену раньше срока, указанного в сервисной книжке. При эксплуатации автомобиля в городских пробках – наступает перегрев.

Гидрокрекинговая синтетика теряет свойства (не так быстро, как минералка, но все-таки теряет). На бездорожье детали мотора взаимодействуют друг с другом под нагрузкой, а рабочая пленка не такая прочная, как на 100% синтетике.

текучесть моторного масла на морозе

Вы покупаете синтетическое масло, чтобы уйти от проблем «минералки», а получаете суррогат.

Отличия минеральных, полусинтетических, и синтетических масел

Покупая синтетические автомасла, вы действительно получаете качество, недоступное минеральной основе, и даже полусинтетике. Даже технология гидрокрекинга настолько меняет свойства базовой основы, что стабильность смазочных материалов улучшается на порядок.

На графике видно, что после окончания периода замены, крекинговая основа сохраняет свойства значительно дольше минералки и полусинтетики. А чистая синтетика позволяет увеличить пробег (либо срок эксплуатации) масла, в сравнение с рекомендациями производителя автомобиля.

Маркировка

Чтобы максимально правильно подобрать подходящее масло для того или иного автомобиля, необходимо разобраться с маркировками:

  • Зимние. Выделяют 6 видов и маркируют буквой W. При небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких температурах, но при высоких температурах не обеспечивают надежного смазывания двигателя;
  • Летние. Выделяют 5 видов, выпускают без маркировки. Надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0 градусов;
  • Всесезонные. Для маркировки используют сочетание летних и зимних обозначений. При низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.

Всесезонное масло ввиду нашего климата пользуется достаточно большим спросом. И не требует дополнительные материальные затраты, связанные с частой сменой смазочного материала.

Самыми популярными из них считаются 5W30 и 5W40, имеющие стабильную эффективность на протяжении всего года. При использовании вышеуказанных масел отсутствует проблема запуска двигателя, связанная с резкими перепадами температур.

ПОДРОБНОСТИ:   Чистка плиты управления АКПП 01V и замена масла в коробке автомат

Преимущества и недостатки

Качественное масло, особенно 100% синтетика, дает мотору возможность работать в щадящих условиях. Это продлевает ресурс, экономит топливо, повышает мощность.

Присадки, без которых невозможна эксплуатация смазочных материалов, сохраняют работоспособность практически до конца срока эксплуатации синтетического масла. Такая смазка может использоваться в тяжелых условиях, независимо от климата. На морозе синтетика не густеет.

Однако есть и недостатки. В первую очередь – цена. 100% синтетика не по карману владельцам недорогих автомобилей, остается довольствоваться гидрокрекингом. Кроме того, популярные масла часто подделывают, если вы покупаете расходники в непроверенных торговых точках – есть риск нарваться на контрафакт.

набор синтетических смазок

Итог:Для принятия решения, какое синтетическое масло лучше, проанализируйте условия эксплуатации автомобиля. Если вы не штурмуете бездорожье, и не участвуете в уличных гонках, оптимальный выбор – гидрокрекинговая синтетика из проверенного автомагазина.

Главная дорога про синтетические масла — видео

К преимуществам синтетики относят:

  1. Текучесть. Синтетические моторные смеси более текучие, чем масла, имеющие другую базовую основу. Это позволяет им уменьшить силу трения внутри силового агрегата и снизить расход топлива.
  2. Стабильность свойств. Указанные масла имеют устойчивую структуру к изменениям температуры. Они обеспечивают прокачку смеси по смазочной системе зимой и образование крепкой защитной пленки летом.
  3. Увеличенный интервал замены. Благодаря хорошим вязкостным характеристикам синтетические жидкости практически не меняют свои изначальные параметры на протяжении всего срока эксплуатации.
  4. Хорошие моющие, антиизносные свойства.
  5. Присадки. Синтетика отлично растворяет присадки, добавляемые к базе моторной смеси — препятствует их выпадению в осадок.

ПАО масла имеют существенный недостаток, отсутствующий у эстеровых смазочных материалов — небольшая растворяющая способность. Синтетика на основе ПАО обладает увеличенными моющими свойствами, она размягчает нагар, образованный внутри мотора, но не может его полностью растворить, из-за чего частички нагара отрываются от деталей привода — это может вызвать засорение смазочной системы или каналов силового агрегата.

Еще один минус — синтетические моторные масла имеют высокую стоимость, объясняется это технологией их производства, делая такую продукцию, производитель несет большие капитальные затраты.

Заключение

Синтетика зарекомендовала себя с очень хорошей стороны. Она обладает прекрасной степенью вязкости, в меньшей мере испаряется и обладает высоким уровнем сопротивления к процессу окисления. Благодаря положительным особенностям данные материалы обеспечивают бесперебойную работу автомобиля, а именно быстрый холодный запуск при достаточно низких температурных условиях. Если его использовать постоянно, то уменьшается степень износа деталей и, соответственно, увеличивается срок эксплуатации.

Внимание! Синтетическое масло хорошо переносит любые экстремальные условия, возникающие в процессе эксплуатации.

Стоит отметить, что чем правильнее будет подобрана смазка, тем дольше бесперебойно будет работать двигатель. Важно понять – какое же масло станет для автомобиля самым оптимальным вариантом.