Как Проверить Стартер Своими Руками

Содержание

Как проверить или прозвонить стартер – проверяем на автомобиле и в снятом состоянии

Перед выполнением этой процедуры необходимо определить местонахождение элемента в подкапотном пространстве, и обеспечить доступ к нему. Также стоит обязательно проверить заряд аккумулятора, поскольку причиной, по которой невозможно запустить силовой агрегат зачастую является именно он.

Если же батарея автомобиля заряжена и функционирует нормально, нужно проверить стартер мультиметром. Этот прибор является универсальным и позволяет измерять напряжение в электрической сети любого транспортного средства. Приобрести это устройство не составит особого труда, к тому же его стоимость вполне приемлема.

Итак, рассмотрим вариант, как проверить работоспособность стартера при помощи тестера. На стартере автомобиля находится болт, к которому от источника питания подходит провод. Именно на него необходимо подцепить плюсовой «крокодильчик» вольтметра, а минусовой провод – накинуть в любом удобном месте на массу, после чего попросить помощника запустить силовой агрегат.

Существует и самый простой способ проверки работоспособности стартера, для которого потребуется лишь мощная отвертка с хорошо изолированной ручкой. Суть его заключается в том, что отверткой закорачивается минусовая клемма пускателя, с которой предварительно снимается провод, идущий от замка зажигания, с положительной клеммой втягивающего реле.

Симптомы, которые указывают на наличие проблем в работе стартера:

  • коленчатый вал не начинает вращаться, несмотря на работу стартера;
  • затрудненное вращение якоря стартера, сопровождаемое посторонними шумами;
  • медленное прокручивание вала с нормальным звуком, недостаточное для запуска двигателя;
  • стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигания;
  • ведущая шестерня стартер не выходит из зацепления с маховиком после пуска двигателя;
  • снижается мощность электродвигателя на прогретом силовом агрегате;
  • характерный запах гари, возникающий при работе стартера.

При проявлении подобных признаков желательно провести диагностику и ремонт стартера. Длительная эксплуатация неисправного узла приведет к полному выходу из строя.

Последовательность контроля работоспособности стартера

Порядок действий при проверке стартера:

  1. Перед началом проверки работоспособности стартера и цепей запуска необходимо проверить зарядку аккумулятора и, при необходимости, довести ее до нормы. Убедиться в надежности установки клемм и отсутствии на них следов коррозии и окисления.
  2. Проверить качество соединения массовых проводов с кузовом и стартером. Для этого требуется провести замер значения напряжения между отрицательной клеммой и кузовом или двигателем автомобиля. Тестовый прибор должен показать нулевое значение.
  3. На автомобилях, оборудованных электронными системами управления, следует провести компьютерную диагностику, которая покажет имеющиеся ошибки. Расшифровка кодов ошибок позволяет выяснить причины неисправности.
  4. Проверить исправность коммутационного реле или исправность цепей, отвечающих за включение втягивающего реле. Для проверки понадобится электрическая схема автомобиля с указанием точек подключения узлов.
  5. Проверить стартер и втягивающее реле на двигателе.
  6. При обнаружении неисправностей стартер снимается для ремонта и более тщательной проверки.

При возникновении проблем с работой стартера требуется провести проверку узлов для определения причины поломки. Проверка стартера может проводиться в домашних условиях при помощи многофункционального тестового прибора или контрольной лампы.

Проверка включают в себя:

  • визуальный осмотр и очистка деталей;
  • проверку работы втягивающего реле;
  • замер сопротивления между обмоткой якоря и корпусом;
  • проверка сопротивления между ламелями коллектора якоря и сердечником;
  • контроль сопротивления между корпусом и обмотками статора;
  • дополнительные проверки деталей стартера.

Снятый с автомобиля стартер очищается от грязи при помощи мягкой волосяной щетки и затем протирается ветошью. Разборка осуществляется на слесарном верстаке. Демонтированные детали промывают и сушат. Для очистки обмоток применяется тряпка, смоченная бензином и продувка воздухом. Остальные детали допустимо мыть в щелочной ванне или при помощи керосина. Затем приступают к проверке и дефектовке узлов.

Диагностика втягивающего реле

Признаками неисправности реле являются:

  1. При повороте ключа в замке зажигания в позицию «старт» слышны щелчки, свидетельствующие о работе реле. Но стартер при этом не включается, яркость контрольных ламп и внешней световой сигнализации не меняется.
  2. При аналогичной ситуации наблюдается просадка напряжения — тускнеют лампы.
  3. После пуска двигателя продолжается вращение якоря стартера на повышенных оборотах.

Причинами неисправности реле являются:

  • обгорание контактов, из-за чего снижается или прекращается подача тока;
  • заклинивание якоря реле;
  • замыкание обмотки реле;
  • разрушение или просадка обратной пружины;
  • повреждение корпуса.

Как Проверить Стартер Своими Руками

Проверка реле ведется по следующим шагам:

  1. Очистить контактные поверхности от грязи и окислов.
  2. Подключить реле напрямую к аккумулятору при помощи проводов с зажимами.
  3. Подать отрицательный сигнал на корпус стартера. Звук щелчка указывает на исправность реле, если никакого звука не подано — то реле неисправно.

Неисправности обмотки ротора

Наиболее частые проблемы с ротором (якорем) стартера:

  • пробивание обмотки на вал и далее на корпус стартера и автомобиля;
  • плохой контакт на точках соединения обмотки с коллектором из-за разрушения паяного соединения;
  • замыкание витков обмотки;
  • попадание металлической стружки и частиц щеток между ламелями коллектора;
  • выгорание одного или нескольких ламелей.

Для проверки якоря используется методика подачи напряжения на стартер минуя реле. Если вал не вращается, то требуется разборка стартера и детальная проверка состояния якоря.

Методики проверки снятого якоря:

  1. Пробой обмотки измеряется мультиметром. Возможна проверка состояния якоря при помощи контрольной лампы на 220 В. Устройство включается в бытовую сеть, один вывод подсоединяется к сердечнику, а второй — поочередно к ламелям коллектора.
  2. Повреждение паяных соединений обнаруживается при визуальном контроле детали.
  3. Износ коллекторной части также обнаруживается визуально. Глубина канавок между ламелями коллектора должна быть не менее 0,5 мм.
  4. Межвитковые замыкания возможно определить только в условиях специализированного сервиса, оснащенного прибором контроля.

Неисправности статора

К проблемам со статором относятся:

  • межвитковое замыкание;
  • пробой на корпус;
  • обрыв обмотки.

Для обнаружения повреждений используется тестирование мультиметром. Межвитковое замыкание диагностируется только специальным оборудованием.

Неисправности щеток и втулок

Щеточный узел может иметь неисправности:

  • износ, в результате которого щетки неплотно прилегают к коллектору;
  • заедание в направляющих.

Проверка щеточного узла заключается в измерении значения сопротивления между основной пластиной и держателем щеток. Исправный узел обладает сопротивлением, стремящимся к бесконечности. Если это условие не соблюдается, то имеется замыкание щеточного узла.

Вал ротора стартера опирается на медные или медно-графитные втулки, подверженные естественному износу. При появлении зазора происходит перекос ротора, который приводит к затрудненному вращению и неравномерному износу щеток. Работа электродвигателя с поврежденными втулками приводит к повреждениям обмоток или межвитковым замыканиям.

Неисправности бендикса и обгонной муфты

После демонтажа узла с вала стартера следует провести визуальный контроль состояния зубьев шестерни. Недопустимы глубокие забоины, выкрашивания и износ поверхностей зуба. На муфте не должно быть следов коррозии.

Проверка функционала устройства:

  1. Обернуть шестерню бендикса плотным материалом (картоном или материей).
  2. Зажать деталь за шестерню плоскогубцами или тисками.
  3. Попытаться руками провернуть кольцо муфты (расположенное за шестерней). Конструкция исправной муфты позволяет кольцу легко вращаться в одном направлении. Если поворот происходит с заеданиями или туго, а также получается вращать кольцо в противоположную сторону, то бендикс неисправен.

Бендикс стартера относится к числу неразборных и не подлежащих ремонту узлов. При повреждении он заменяется на новую деталь.

Другие поломки системы запуска

Как Проверить Стартер Своими Руками

К другим поломкам стартера относятся:

  • повреждение электропроводки;
  • механические повреждения корпусов, крышек и соединительных деталей;
  • деформация или поломка вилки;
  • износ зубьев шестерни или направляющих канавок на валу.

Способов проверки неисправностей стартера всего 2: по характерным симптомам и по итогам дефектовки после разборки. Основные причины поломок и их признаки.

  • Стартер крутит, но мотор не заводится. Исключив проблемы с системами питания, зажигания, ГРМ и иммобилайзером, можно сделать вывод об изношенных щетках стартера. Чаще всего при износе щеточного узла можно на слух ощутить, что коленчатый вал двигателя вращается медленней обычного. Но прежде чем снимать стартер для ремонта, проверьте надежность крепления клемм, отсутствие на них окислов и уровень зарядки аккумуляторной батареи.
  • Стартер щелкает, но не крутит. Причиной поломки может быть как износ щеток, так и низкий заряд АКБ, окислы на клеммах питающего провода, гибкой массы.
  • Стартер срабатывает, но коленчатый вал не вращается. Визуально слышно вращение якоря пускача, но маховик при этом стоит на месте. Поломка может проявлять себя лишь время от времени. Ремонт стартера своими руками заключается в замене бендикса. В очень редких случаях к подобным симптомам приводит слизывание зубьев на венце маховика или на шестерне бендикса.bendiks startera - Как отремонтировать стартер автомобиля своими руками?
  • Не срабатывает втягивающее реле. Соленоид внутри тягового реле при подаче на него напряжения передвигает вилку, вводя в зацепление с венцом маховика шестерню бендикса, и замыкает контактной пластиной клеммы питания электродвигателя. Если после поворота ключа в положение Start не приходит напряжение на управляющий вывод втягивающего, или неисправно само втягивающее реле, контакты попросту не замкнутся для включения электродвигателя.
  • Стартер не перестает вращаться после запуска двигателя. Причина в залипании контактной пластины втягивающего реле.
  1. Стартер не крутит;
  2. Стартер крутит, но коленвал не вращается;
  3. Стартер щелкает, но не крутит;
  4. Стартер крутит очень слабо и мотор не может запуститься;
  5. Стартер крутит после того как мотор запущен.

Возможные неисправности: признаки и причины

Электрические неполадки в основном связаны с электропитанием. Причиной может быть разряженный аккумулятор, повреждение проводки, межвитковые замыкания, обгорание и окисление контактов. Для выявления неисправностей электрического характера нужно знать, как прозвонить стартер.

Причиной механических повреждений могут стать электрические неполадки. Детали пускового узла испытывают большие нагрузки особенно во время морозов, так как устройству приходится отдавать большую мощность и через него проходит сильный ток.

ПОДРОБНОСТИ:   Как проверить свечи накаливания в дизельном двигателе

Наиболее уязвимые компоненты:

  • щетки;
  • втулки и корректор якоря;
  • пятаки;
  • вилка;
  • шестерня;
  • тяговое реле;
  • демпферная пружина.

О механических поломках свидетельствует посторонний шум, неприятный запах, несвоевременное срабатывание.

Ниже перечислены симптомы и причины неисправности пускателя:

  1. Несвоевременное срабатывание. В этом случае электромотор вращается постоянно, но при старте слышен металлический скрежет. Причиной может быть неисправность демпферной пружины, износ шестерни, втулки. Определить точную причину можно лишь сняв и разобрав узел.
  2. Пускатель постоянно вращается, а коленвал не проворачивается. При этом нет посторонних звуков. Причиной, скорей всего, является сломанная втулка.
  3. При запуске пусковой механизм не работает. Нужно молоточком или другим предметом аккуратно постучать по стартеру сзади, если мотор заведется, то возможно, что сильно износились щетки. Их необходимо заменить.
  4. После запуска мотора слышно металлическое жужжание. В этом случае сразу же нужно заглушить мотор. Возможные причины: заклинила вилка или шестерня, залипло тяговое реле. Точную причину можно установить после снятия и разборки узла.
  5. Втягивающее реле щелкает, но устройство не срабатывает. Причиной может быть недостаточная зарядка аккумуляторной батареи. Поступающего напряжения хватает на срабатывание тягового, но пятаки не замыкаются с помощью контактной пластины, питание не поступает на электромотор узла. Если напряжение на клеммах АКБ отвечает норме, то возможно, что нет напряжения на силовом кабеле или подгорели пятаки.
  6. При полной зарядке аккумуляторной батареи пускатель медленно вращается. Возможно, что износились втулки, в электромоторе имеются загрязнения.
  7. Если во время запуска слышится гарь, то возможно подгорание обмотки тягового реле, более редким является подгорание обмоток якоря. Это влечет за собой перегрев проводов, идущих к устройству.
  8. Не срабатывает тяговое реле, стартер не запускается. Возможны неполадки в электрической сети. Следует проверить целостность проводки, правильность работы блока и других узлов, входящих в электрическую сеть.

Если пусковой узел перестал работать, следует выполнить его диагностику, определить детали, которые пришли в негодность выполнить их замену или ремонт (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

Приводит во вращение двигатель непостоянно

Хотя при этом электродвигатель стартера вращается всегда. Во время пропуска старта слышен металлический треск, скрежет.

Возможные неисправности: износ вилки, неисправность демпферной пружины, износ шестерни. Дальнейшая диагностика и определение точной причины неисправности возможно только после снятия стартера.

Постоянно вращается при старте, но не приводит во вращение двигатель

При этом посторонних шумов не слышно.

Скорее всего, вышла из строя вилка. Требуется снятие стартера и замена вилки. Сама вилка стоит недорого ( около 1000 рублей), ее замену можно произвести самостоятельно.

Заводит двигатель, но при заведенном двигателе слышно металлическое жужжание

Необходимо немедленно заглушить двигатель. Вероятные причины неисправности – залипание втягивающего реле, заклинивание вилки или шестерни. Дальнейшее определение причины неисправности  требует снятия стартера.

Периодически может срабатывать и заводить двигатель, а может быть неработоспособным

В таком случае необходимо не сильно постучать молоточком или другим металлическим предметом по задней части корпуса стартера. Если двигатель начнет заводиться, стартер требует замены щеток ввиду их большого износа.

Втягивающее реле стартера щелкает, а стартер не крутит

Наиболее вероятная причина – недостаточный заряд аккумулятора. Напряжения на клеммах аккумулятора хватает для срабатывания втягивающего реле, но контактная пластина не замыкает пятаки, напряжение на электродвигатель стартера не подается.

Если напряжение на аккумуляторе нормальное, возможно подгорание пятаков либо отсутствие напряжения на силовом проводе.

Такая ситуация встречается и при потере емкости аккумулятора.

Стартер вращается медленно, хотя аккумулятор заряжен полностью

Возможно, изношены втулки, имеются загрязнения во внутреннем пространстве электродвигателя стартера.

Наличие запаха электрической гари во время старта

Как правило, это свидетельствует о подгорании обмотки втягивающего реле, реже – обмотки якоря. Этому может сопутствовать нагрев проводов, идущих на стартер.

Втягивающее реле не срабатывает, стартер не вращается

Наиболее частая причина – неисправность электрической схемы автомобиля. В этом случае необходимо начинать с контроля исправности электропроводки автомобиля, правильного функционирования блока управления двигателем и других электрических узлов автомобиля.

  1. Отсоединяют отрицательную клемму аккумуляторной батареи. Перед отключением АКБ необходимо проверить выключение зажигания. В некоторых автомобилях, если отключить аккумулятор при включенном зажигании, может «отвязаться» иммобилайзер, это серьезная проблема.
  2. Отсоединяют положительную клемму АКБ. Отключают толстый и тонкий провод от клемм аккумуляторной батареи.
  3. Выкручивают болты крепления АКБ (обычно их три). В некоторых автомобилях перед этим необходимо снять некоторые узлы в подкапотном пространстве. Лучше воспользоваться руководством по ремонту автомобиля для определения последовательности демонтажа. Во многих автотранспортных средствах снятие стартера производится со стороны днища.

После снятия стартера можно проверить его работоспособность отдельно от автомобиля. Для этого соединяют минусовую клемму с корпусом стартера проводником сечением не менее 6 кв.мм,  плюсовую клемму – с болтом на втягивающем реле ближе к корпусу электродвигателя стартера. Двигатель должен вращаться.

Отсутствие вращения электродвигателя – признак износа щеток либо неисправности коллектора.

Далее проверяют работоспособность втягивающего реле, пятаков и вилки. Для этого переключают положительный толстый провод на клемму болта втягивающего реле, удаленного от корпуса электродвигателя. Подключают проводник к управляющему выводу втягивающего реле, подключают его к положительной клемме АКБ.

Должно быть уверенное срабатывание (щелчок) втягивающего реле. Вилка должна приводить в движение бендикс (муфту с шестерней) до упора. Электродвигатель стартера должен стабильно вращаться.

Желательно произвести включение-выключение стартера несколько раз, при этом следить, чтобы бендикс передвигался на полную длину и без заеданий.

Если вилка стартера иногда залипает, ее необходимо менять.

Далее следует проверить биение вала электродвигателя при отключенных проводниках. Для этого нужно перемещать вал двигателя в поперечном направлении. Даже небольшие зазоры в области вал-втулка могут привести к смещению вала и механическому контакту якоря со статором.

Электродвигатель будет вращаться медленнее, притормаживаться, в конечном счете, перегреваться. В процессе проведения регламентных работ стартера втулки подлежат обязательной замене.

Для контроля износа щеток в большинстве случаев необходима полная разборка стартера. Для многих моделей это не представляет труда. С тыльной стороны стартера снимается ограничительное кольцо якоря, далее откручиваются сквозные болты стартера, производится его разборка.

С фронтальной стороны есть винты для снятия кожуха вилки и втягивающего реле. Как правило, щетки стартера исполнены в отдельном узле и меняются одновременно.

Представляет некоторую трудность помещение коллектора в область щеток. Можно при помощи тонкой нитки искусственно утопить щетки, потом вставить якорь и удалить нитки.

На разобранном стартере легко проверить износ вилки, бендикса, работоспособность обмотки втягивающего реле. Если имеется видимый износ коллектора, в процессе регламентного ремонта его растачивают.

После проведения ремонтных работ стартер собирают, контролируя центрирование вращающихся частей, далее проверяют работоспособность, не устанавливая на двигатель.

После этого производят установку на двигатель, подсоединяют проводники, после чего подключают аккумуляторную батарею.

Обычно после проведения комплекса регламентных работ стартера в полном объеме (замена щеток, расточка стартера, замена втулок, вилки, бендикса в случае необходимости, чистка внутренних поверхностей) стартер будет исправно работать в течение трех-четырех лет.

Для того, чтобы стартер прослужил дольше, следует выполнять следующие правила:

  • не производить непрерывный старт двигателя длительностью более 15 секунд;
  • при периодических отказах запуска стартера или нештатных шумах следует немедленно разобраться в причинах неисправности и ее устранить;
  • следить за состоянием контактов на втягивающем реле, искрение и нагревание контактных зон может привести к разрушению втягивающего реле.

Исправный стартер, особенно в автомобилях с автоматической коробкой переключения передач, — основа комфортной и безопасной езды.

Проверяем бендикс

Еще одним способом определения работоспособности пускового устройства силового агрегата является проверка его элементов: бендикса, щеток и обмотки. Для тестирования двух последних потребуется 12-вольтовая лампочка, контакты которой необходимо подключить к массе и держателю щеток при этом на стартер должно подаваться напряжение от источника питания автомобиля.

Бывает ситуация, когда при исправной детали мотор по-прежнему не начинает крутиться. Это можно увидеть после его снятия с автомобиля, при этом отключать деталь от сети не нужно. После замыкания соответствующих клемм движение бендикса будет отсутствовать.

Как проверить обмотку стартера

Пусковое устройство под названием стартер является одним из принципиальных узлов машины. Если пускатель перестаёт нормально функционировать, проблема отражается на запуске двигателя. Из этой статьи вы узнаете, как проверить обмотку стартера и другие элементы, а также – что следует предпринять.

Основные признаки неисправности пускателя

Содержание

  • 1 Основные признаки неисправности пускателя
  • 2 Тестирование обмотки

Эксперты пишут, что главные предпосылки для поломки пускового устройства находятся в АК, втягивающем реле и в обмотке. Последняя просто оплавляется, что приводит к замыканию.

Как проявляется проблемаПричина неисправностиМетод устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея Зарядите батарею или замените
Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв Замените тяговое реле
Обрыв в цепи питания тягового реле стартера Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами «50» стартера и выключателя зажигания
Не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания Замените контактную часть выключателя зажигания
Заедание якоря тягового реле Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря
При включении стартера якорь не вращается, или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает
Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея Зарядите батарею или замените
Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом или с выводом «минус» аккумуляторной батареи Подтяните крепления наконечников провода
Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ Зачистите коллектор, замените щетки
Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоря Замените статор или якорь
Замыкание щеткодержателя «положительной» щетки на массу Устраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается
Причина неисправности Метод устранения
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядите батарею
Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера «50» стартера
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле Замените тяговое реле

Тестирование обмотки

Рекомендуется тестировать стартерную обмотку специальным прибором – дефетоскопом. Если его нет, то подойдёт лампочка на 220 В.

Чем грозит замыкание обмотки

Принцип тестирования обмотки ничем не отличается от обычных проверок электрических элементов. Если в качестве прибора для измерения выбрана лампочка, то её следует подключить последовательно между корпусом пускового устройства и обмоткой. Иными словами, один вывод измерителя фиксируется на корпус, а другой – к выводу обмотки.

ПОДРОБНОСТИ:   Какой антирадар лучше выбрать среди существующих радар-детекторов

Тот вывод индикатора, который подключается к обмотке, нужно последовательно подключить сначала к одному, а затем – к другому выводу обмотки. Индикатор загораться не должен, иначе это будет свидетельствовать о наличии пробоя.

Проверить состояние обмотки пускового устройства можно также с помощью мультиметра. Прибором надо измерить сопротивление обмотки – должно быть в пределах 10 кОм. Мультиметр часто используется для проверки обмотки. Только нужно выставить прибор в режим мегомметра или прозвонки.

Как известно, в пусковом устройстве две обмотки – статорная и роторная. Выше было описано, как проверять обмотку на статоре. Что касается тестирования роторной обмотки, то проводится это так: контрольная лампа включается в электрозетку 220 В одним концом, а другим выводом – прикладывается к коллекторной пластинке.

Таким образом, диагностика неисправностей обеих обмоток проводится с помощью различных приборов, которые при тестировании дают возможность определить замыкания и разрывы. Важно перед проверкой убрать все дефекты внешнего характера, зачищая поверхности мелкой шкуркой. Можно для зачистки использовать также болгарку, но аккуратно.

В процессе тестирования обмоток пускового устройства важно проверить также якорь стартера, на который нужно подать ток 12 В с АКБ напрямую, в обход реле. Можно считать, что с якорем устройства всё в порядке, если он начнёт крутить после такой подачи напряжения.

Как правило, основные сложности с якорем связаны бывают с пробоем обмотки на корпус (можно определить проверкой сопротивления — омметром), распайкой выводов коллектора (бывает видно при внешнем осмотре) и межвитковым замыканием.

Представляем видео о том, как проверить якорь стартера

О замыкании обмотки можно судить и по внешним признакам. Например, если просматриваются выгоревшие ламели, стружка и другие частички внутри обмотки, однозначно это свидетельствует о замыкании.

Как платить за БЕНЗИН В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ

  • Цены на бензин растут с каждым днем, а аппетит автомобиля только увеличивается.
  • Вы бы рады сократить расходы, но разве можно в наше время обойтись без машины!?

Но есть совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Подробнее об этом по ссылке.

ozapuske.ru

Если предыдущие тесты не дали положительных результатов, следует продолжить проверку, следующие на очереди — щетки и якорь. Подаем напряжение 12 Вольт непосредственно на стартер, в обход втягивающего реле. Таким образом можно будет точно диагностировать неисправность обмотки якоря или щеток.

Проверка бендикса также не требует особых навыков или инструмента. Берем бендикс и аккуратно закрепляем в тисках, и пробуем повернуть его, если муфта стартера поворачиваться только в одну сторону — бендикс исправен. Если же вращается в обе стороны, скорее всего, муфта неисправна.

Возможны ситуации, когда бендикс имеет серьезный износ, а его зубья слизаны или выкрошены, в таком случае бендикс просто не может войти в зацеп с маховиком. Выход один — замена бендикса стартера.

Стартер щелкает, но не крутит двигатель

Если во время попытки вы слышите отчетливые щелчки втягивающего реле, но мотор при этом не крутится, либо это происходит очень медленно и с трудом, то причина может быть следующая:

  1. Ротор цепляет «плюс» статора;
  2. Клинит втулка или вал двигателя;
  3. Имеется короткое замыкание обмотки (ротора или статора).

При возникновении первых признаков неисправности стартера, тут же принимайте меры, любое промедление в итоге обернется против вас. В один «прекрасный» день, когда вы попытаетесь завести свой автомобиль, у вас просто ничего не получится и по «закону подлости» это произойдет именно тогда, когда вам ну оооочень нужен будет срочно автомобиль.

Текст: vopros-avto.ru

Проверяем обмотку, щетки и бендикс

Если аккумуляторная батарея автомобиля имеет хороший заряд, при этом бендикс остается неподвижным, причиной служит неисправность якоря. Для того чтобы его корректно проверить, элемент следует извлечь его из корпуса пускателя. Якорь перестает функционировать из-за следующих проблем:

  • замыкание витков его обмотки;
  • пробой обмотки, результатом которого является утечка тока вследствие его подачи на корпус устройства;
  • нарушение целостности коллекторных выводов (распайка).

Суть проверки якоря заключается в измерении при помощи специального прибора сопротивления между обмотками и ротором, при этом его величина должна соответствовать максимальному числу (миллионам Ом). Если стрелка омметра показывает сопротивление в несколько Ом, следовательно, якорь нуждается в замене, либо, в случае, когда это возможно – устранении замыкания витков.

Наиболее действенным и точным способом проверки стартера является тестирование его работоспособности на специальном стенде. Ввиду своей сложности и необходимости наличия высокотехнологического оборудования осуществить его в условиях домашних условиях будет довольно проблематично.

Помимо этого, проверка детали на стенде позволяет определить оптимальную величину натяжения ее пружин и отрегулировать их в соответствии с этим. Также в ходе проведения этого мероприятия измеряется величина реально потребляемого устройством пускового тока.

Работоспособность ряда узлов стартера можно проверить на автомобиле. Для этого применяется тестер или контрольная лампа. Проверка должна производиться с соблюдением техники безопасности, поскольку имеется риск нанесения травм.

Как можно проверить втягивающее реле стартера?

Тестирование работы реле производится по схеме:

  1. Проверить жгуты проводки реле на обрыв.
  2. Повернуть ключ в замке зажигания и попытаться включить стартер. Если нет характерного щелчка, то реле неисправно.
  3. Если есть щелчок, но пуска стартера не происходит, то необходимо проверить состояние контактных площадок. Для этого от реле отсоединяется сигнальный провод, идущий от замка. Затем соединяют подходящим металлическим стержнем (например, отверткой) клемму батареи и стартера, подавая ток мимо реле. Если якорь стартера вращается, то однозначно требуется ремонт или замена реле.

Проверка работоспособности якоря производится путем подачи напряжения напрямую на стартер, минуя реле. Подключение выполняется толстыми медными проводами к клеммам аккумулятора. Если якорь стартера вращается, то узел считается исправным. В противном случае требуется демонтаж устройства, его разборка и полная диагностика.

Диагностика щетки, обмотки и бендикса стартера

Тестирование щеточного узла производится путем подключения лампочкой, рассчитанной на рабочее напряжение 12 В. Один вывод лампы подключается к держателю щетки, а второй замыкается на кузов. Об исправности щетки свидетельствует включение лампы. В противном случае требуется снятие и разборка стартера.

Простейшим способом тестирования состояния обмотки является подключение бытовой лампы на 220 В с мощностью 75-100 Вт. Лампа подключается последовательно между обмоткой и внешним корпусом. Один провод фиксируется на корпусе стартера, а второй подключается к выводным проводам обмоток.

Для проверки бендикса применяется способ кратковременного включения стартера на передаче и зажатом рабочем тормозе. Стартер запускается на очень малый промежуток времени — менее 1 секунды. Если автомобиль дернулся, то узел исправен. Если начинается пробуксовка, сопровождаемая звуком вращающегося якоря — то требуется снятие стартера и замена бендикса.

Как проверить, берет ли на себя стартер ток?

Под термином «стартер берет ток» подразумевается просадка напряжения при попытке старта, но вращение коленчатого вала происходит с низкой частотой вращения. Для проверки требуется подключить вольтметр к положительной клемме батареи и кузову автомобиля.

Как проверить стартер на аккумуляторе, ролик, размещенный ниже, подробно демонстрирует этот процесс (автор видео — Утиль Шоу).

1. Измерить мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора. Должно быть не менее 12 Вольт для запуска двигателя. Если меньше, следует зарядить аккумуляторную батарею.

2. Далее необходимо произвести измерение качества шины «земля» автомобиля. Следует проверить контакты шины «минус АКБ» — кузов автомобиля и «минус АКБ»-корпус двигателя, собственно, стартера. Это лучше сделать, включив зажигание, и измеряя напряжения между минусом АКБ, металлическими элементами корпуса двигателя и зачищенными элементами кузова двигателя. Напряжения должны быть строго 0,0 Вольт. Если больше, возможно нарушены контакты соединений.

3. Перед проведением дальнейших действий лучше произвести компьютерную диагностику. Во многих автомобилях запуск двигателя может блокировать иммобилайзер, возможно, требуется привязка ключа. Неисправность узлов автоматической коробки переключения передач также может ввести режим запрета на запуск авто.

4. Для дальнейшей диагностики стартера требуется электрическая схема автомобиля и схема расположения реле и предохранителей. Система запуска автомобиля может быть организована одним из двух способов. В автомобилях более ранних годов выпуска напряжение на втягивающее реле стартера подавалось непосредственно с контактной группы замка зажигания.

Неисправность контактной группы приводит к отсутствию напряжения, подающегося на втягивающее реле. В таком случае необходимо проверить наличие контактов по схеме подключения замка зажигания. В современных автомобилях для управления срабатыванием стартера используется реле стартера, обычно устанавливаемое в блоке реле и предохранителей в подкапотном пространстве.

5. Далее переходят непосредственно к работам со стартером. Он обычно расположен в области маховика. Более удобное расположение – между двигателем и радиатором системы охлаждения. В этом случае доступ к нему упрощен. Хуже, если стартер расположен за двигателем под выпускным коллектором.

6. В первую очередь необходимо в удобном месте зачистить тонкий проводник, подсоединить к нему провод сечением не менее 2 кв.мм. и заизолировать место соединения. Затем перевести коробку передач в нейтральное положение. После этого соединить подключенный проводник к положительной клемме заряженного АКБ. Если при этом не последует никаких действий со стороны стартера, возможны следующие варианты:

  • неисправность обмотки втягивающего реле (обрыв);
  • износ щеток электродвигателя стартера;
  • поломка ламелей коллектора;
  • обрыв обмотки якоря;
  • отсутствие контакта на разъеме тонкого провода (часто встречается, когда тонкий проводник приходит в разъем «под фишку», его иногда достаточно просто пошевелить);
  • отсутствие заземления на корпусе двигателя автомобиля (для большей уверенности можно мощным проводом соединить корпус двигателя с минусом АКБ).

7. Если втягивающее реле сработало уверенно, но электродвигатель стартера не вращается, следует проверить наличие напряжения 12 Вольт на выходе толстого проводника. Он обычно имеет соединение «под гайку», иногда контакты подгорают и обугливаются. В таком случае следует снять и зачистить контактные зоны. Также следует проверить соединение толстого проводника в области положительной клеммы аккумуляторной батареи.

8. С помощью мультиметра можно проверить сопротивление обмотки втягивающего реле (между подсоединенным проводником и корпусом двигателя оно должно быть в пределах от 3 до 20 Ом для различных типов стартеров).

9. В случае, когда предыдущие действия не привели к положительному результату, необходимо приступить к диагностике неисправности на снятом с автомобиля стартере.

Рассмотрим несколько вариантов проверки.

1. Искрение есть, но стартер не крутит:

  • проверьте клеммы аккумулятора на факт окисления. Если заметно появление налета, то очистите его с помощью мелкозернистой наждачной бумаги или в крайнем случае – ножа;
  • поменяйте реле стартера (очень часто именно оно является причиной подобных проблем);
  • убедитесь в наличии цепи между реле стартера к самим устройством (возможно, повреждена проводка).
ПОДРОБНОСТИ:   Диагностика подержанного автомобиля

2. Стартер вращает коленчатый вал, но очень слабо:

  •  зарядите АКБ (возможно, именно в этом причина). Если дело происходит в дороге, то «прикурите» от другого автомобиля (можно остановить проезжающего мимо водителя);
  •  убедитесь в целостности питающих проводов, которые подходят к стартеру.

3. Вы поворачивайте ключ в замке зажигания, но вместо нормального проворачивания коленвала слышны щелчки. Причины могут быть следующими:

  • разрядилась АКБ;
  • плохое качество контактов, которые подходят к стартеру (убедитесь в целостности всех соединений и подтяните контакты).

Как проверить стартер от аккумулятора?

Большинство автовладельцев проверяют работоспособность стартера именно таким образом, поскольку этот способ позволяет полностью проверить устройство. А когда элемент агрегатирован с коленчатым валом силовой установки, его исправность можно определить лишь по издаваемым характерным щелчкам.

Именно при помощи аккумуляторной батареи проверяется работоспособность стартера так, как он должен функционировать, когда установлен на транспортном средстве. То есть, этот метод позволяет оценить, насколько элемент выдвигает шестерню и прокручивает мотор.

Для проведения этого тестирования минусовую клемму источника питания соединяют с корпусом устройство, а плюсовую – с клеммой втягивающего реле и контакта пускателя. Мотор исправно работающего агрегата должен начать прокручивать шестерню, а его бендикс должен прийти в движение, что характеризуется его выносом.

Как еще можно проверить снятый стартер?

Стартер – один из наиболее консервативных узлов автомобиля. Впервые такое электрическое устройство было испытано Чарльзом Каттерингом в 1912 году, то есть более ста лет тому назад. Поначалу он также выполнял функции генератора.

Но в том виде, в котором стартер применяется для запуска современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, он обязан американскому изобретателю и автопромышленнику Винсенту Гуго Бендиксу, который увековечил свою фамилию в одной из главных деталей пускового устройства.

Принцип работы стартера практически одинаков для всех моделей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. При включении замка зажигания в положение «Start» подается пусковой ток на втягивающую обмотку.

Она, в свою очередь, приводит в движение якорь тягового реле и шток контактной пружины. Тяговое реле действует на рычаг, обычно именуемый вилкой, который толкает муфту свободного хода с шестерней (бендикс) в зацепление с маховиком. Одновременно контактная пластина замыкает пятаки, посредством которых подается напряжение на запуск электродвигателя стартера.

Типовая функциональная схема стартера настолько продумана и опробована, что различие моделей пусковых устройств заключается лишь в конструктивных особенностях и материалах, из которых изготовлены узлы.

Тем не менее, у стартеров есть свои уязвимые места:

  • втягивающее реле;
  • щетки электродвигателя;
  • пятаки;
  • вилка;
  • муфта свободного хода;
  • шестерня;
  • коллектор якоря;
  • втулки якоря;
  • демпферная пружина.

Собственно, практически каждый узел этого устройства в процессе эксплуатации может придти в негодность. Это связано, прежде всего, с тем, что при запуске, особенно в холодное время года, стартер отдает большую мощность, испытывает предельные нагрузки, через него протекают огромные токи.

Почему стартер потребляет больше пускового тока, нежели ему необходимо?

Во время работы стартера перед пуском двигателя может наблюдаться просадка тока в электросети автомобиля, свидетельством которой является потускнение индикаторов на приборной панели и снижение напряжения до 9-10 В. Все это является прямым подтверждением неисправности стартера.

Причины, по которым стартер берет больше пускового тока:

  1. Выработка втулок, из-за которых не обеспечивается должное вращение статора, что вызывает перегрев его деталей, являющийся причиной сокращения их эксплуатационного ресурса. Также, это может вызывать межвитковое замыкание. Поэтому, состоянию втулок необходимо обязательно уделять внимание.
  2. Недостаточное количество смазки на внутреннем редукторе.

Что в итоге

Ознакомившись со всеми вышеперечисленными способами проверки стартера можно сделать следующий вывод: в случае выхода из строя нескольких элементов стартера либо его втягивающего реле, поможет только установка новой детали на автомобиль. Если же попытаться отремонтировать эти узлы, со временем все равно проявится некорректная работа стартера, помимо этого, возможно, что большинство деталей не будут подходить по размерам. Это значительно затрудняет ремонтные мероприятия.

К тому же большинство специалистов рекомендует приобретать новые элементы устройства запуска силового агрегата взамен износившихся старых, а не пытаться их отремонтировать. Также, чтобы не стать заложником непредвиденной ситуации, когда стартер не может запустить силовой агрегат, лучше не приобретать бюджетные модели комплектующих. Из всех способов проверки стартера каждый автовладелец выбирает для себя наиболее предпочтительный.

Особенности конструкции стартеров

Для запуска двигателей применяют три типа стартеров, различающихся конструкцией обмоток возбуждения:

  • последовательная;
  • смешанная;
  • от постоянных магнитов.

Стартеры с постоянным магнитом обладают небольшими габаритами и применяются для техники с двигателями малого объема и мощности. Новые модели стартеров, оснащенных неодимовыми магнитами имеют повышенную мощность, но стоимость изделий ограничивает распространение.

Для обеспечения быстрого запуска требуется прокрутить вал с определенной частотой. Для обеспечения оборотов и сокращения габаритных размеров стартера применяются планетарные редукторы. Применение редукторов позволило уменьшить габариты устройств в 2 раза, что хорошо видно по приведенному ниже фото. Дополнительное уменьшение размеров достигнуто за счет внедрения деталей из полимеров и пластика.

Выходная шестерня, контактирующая с венцом маховика, располагается под передней крышкой либо висит консольно за пределами корпуса. Консольная схема используется в стартерах с подвижным якорем или в инерционных конструкциях. Концепция применяется при соосной установке тягового реле, а также при монтаже реле в крышке коллектора.

Основная масса стартеров имеет две подшипниковые опоры. Мощные и габаритные стартеры, развивающие более 1,5-2,0 кВт, оснащаются третьей опорой. Шестерня привода располагается между передней опорой и дополнительным подшипником.

Классический коллектор имеет цилиндрическую форму и расположен на конце якоря. На современных стартерах встречаются торцевые коллекторные пластины, уменьшающие длину устройства и снижающие потребление меди.

Схема и принцип работы стартера

Стартер двигателя легкового автомобиля представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Стартер ставится на картер двигателя, либо коробки передач в районе маховика. Крепление выполняется при помощи двух или трех шпилек. Такой способ фиксации обеспечивает корректное взаимное расположение узлов при обратной установке изделия.

Основные детали стартера на схеме:

  1. Передняя крышка, служащая для крепления стартера к картеру сцепления. В крышке имеется отверстие, через которое проходит шестерня бендикса.
  2. Обгонная муфта или бендикс.
  3. Планетарный редуктор. Узел имеется не на всех моделях стартеров.
  4. Якорь электродвигателя.
  5. Корпус стартера с размещенным внутри статором.
  6. Управляющая вилка.
  7. Втягивающее электромагнитное реле.
  8. Щеточный узел.
  9. Графитовая щетка.
  10. Задняя крышка с установленной втулкой подшипника. Крышки и корпус стягиваются между собой 2-4 болтами, собирающими стартер в единый узел.

Принцип работы стартера автомобиля:

  1. При повороте ключа в замке зажигания включаются цепи зажигания. Дальнейший поворот ключа в позицию «старт» подает питание на обмотку реле 5. Подача питания выполняется через специальное коммутационное реле.
  2. Возникающее электромагнитное поле сдвигает якорь втягивающего реле 7. Якорь связан через рычаг 4 с обгонной муфтой 3, перемещающейся по валу стартера 2 по направляющим пазам.
  3. В определенный момент происходит введение шестерни муфты в зацепление с зубчатым венцом, установленным на маховике 12. При этом расположенная на подвижном якоре реле контактная пластина 7 замыкает цепь через контакты 8.
  4. Включается подача питания на обмотки электродвигателя 9. Якорь стартера 10 через шестерни прокручивает с частотой до 100 об/мин коленчатый вал 11 мотора и запускает его.
  5. После того как двигатель запустится и начнет набирать обороты, происходит автоматическое рассоединение шестерен. Разъединение происходит при помощи обгонной муфты.
  6. Ключ отпускается в положение включенного зажигания. Автомобиль готов к началу движения.

Ряд автомобилей оснащен различного рода блокираторами запуска стартера. На автомобилях с механической трансмиссией может требоваться нажатие педали сцепления, предотвращающее пуск мотора на передаче. Автоматическая трансмиссия разрешает проводить запуск при постановке селектора в позицию нейтрали или парковки.

Стартер автомобиля предназначен для кратковременной работы, продолжительное использование устройства приводит к перегреву и выходу из строя.

Подробное визуальное объяснение принципов работы стартера продемонстрировано в видеоуроке, снятом для канала автора Михаил Нестеров.

Как снять стартер с автомобиля?

Стартер располагается на боковой части двигателя ближе к картеру сцепления. Трудоемкость снятия стартера зависит от плотности компоновки моторного отсека. На некоторых типах автомобилей демонтаж занимает до 3-4 часов.

Краткая последовательность шагов:

  1. Установить автомобиль над смотровой ямой для обеспечения доступа к нижним точкам крепления.
  2. Отключить клемму аккумулятора.
  3. Снять стальной или пластиковый лист защиты картеров двигателя и коробки передач.
  4. Иногда может требоваться демонтаж теплового экрана, защищающего узлы двигателя от нагрева теплом выпускной системы.
  5. Отвернуть нижний болт или гайку крепления стартера.
  6. Для доступа к верхнему болту возможно потребуется снятие аккумулятора с площадкой, воздуховодов двигателя или демонтировать кронштейны патрубков системы охлаждения.
  7. Отсоединить от стартера провода, клеммы которых прикручены к верхней части электродвигателя. Доступ к этим точкам может быть как сверху, так и снизу автомобиля.
  8. Выкрутить верхний болт или гайку крепления.
  9. Аккуратно вытянуть стартер с посадочного места. Для вывода узла на многоцилиндровых двигателях с V-образной схемой может потребоваться демонтаж колес, защитного локера, элементов выхлопного коллектора и опоры силового агрегата.
  10. Вынуть агрегат из моторного отсека вверх.

Каждый автомобиль имеет особенности конструкции, влияющие на трудоемкость снятия стартера. Рекомендуется выполнять демонтаж в условиях автосервиса, имеющего опыт работы и требуемый инструмент.

Ниже приведены фотографии демонтажа и разборки стартера Ниссан Альмера.

Каких правил эксплуатации стартера следует придерживаться, чтобы он прослужил дольше?

Владелец автомобиля может продлить срок жизни стартера при соблюдении условий:

  1. Содержать моторный отсек в сухости. Отсутствие влаги не позволит появится и развиваться очагам коррозии на проводах и узлах стартера.
  2. Следить за изоляцией на проводах и клеммах стартера. Поврежденная проводка приводит к потерям тока и работе электродвигателя с перегрузкой.
  3. На автомобилях с механической коробкой запускать двигатель с выжатым сцеплением, что снижает нагрузку. Особенно это касается запуска при низкой температуре воздуха.
  4. Избегать попадания на стартер моторного масла, топлива или охлаждающей жидкости.
  5. Запрещается непрерывная работа стартера более 10 секунд. Между попытками пуска должно пройти не менее 30 секунд, необходимых для охлаждения электродвигателя и корректной работы аккумуляторной батареи.
  6. Нельзя использовать стартер для перемещения автомобиля даже на малое расстояние.
  7. Избегать движения по глубоким лужам.
  8. Контролировать напряжение на клеммах АКБ.
  9. Не включать стартер на работающем моторе. На ряде автомобилей используется защитное реле, не позволяющее включить стартер при вращающемся коленчатом вале двигателя.

Выполнение рекомендаций позволяет довести срок службы стартера без ремонта до 120-150 тыс. км и более.