Расходомер Воздуха Что Это Устройство Типы Поломки

Устройство и виды ДМРВ

Одна из распространенных видов конструкции датчик массового расхода воздуха – основана на нагретой проволоке.
А другой, не менее популярный расходомер устроен на основе флюгерной заслонки.

Устройство датчика массового расхода воздуха.

По типу конструкции все использующееся сейчас датчики массового расхода воздуха можно разделить на несколько категорий, самые популярные из которых в основе имеют нагретую проволоку или флюгерную заслонку.

ДМРВ на основе трубки Пито

Самые простые и уже устаревшие устройства лопаточного типа. Их принцип действия основан на способности потенциометра, соединенного с упругой пластинкой, менять сопротивление в зависимости от степени ее изгиба. Пластинка, в свою очередь, деформируется под действием потока воздуха пропорционально его силе.

ДМРВ с термоанемометрическими измерителями

В таком устройстве воздух попадает на теплообменник, снижая его температуру. Критерием оценки выступает количество энергии, затрачиваемое на восстановление параметров.

Для того чтобы избежать погрешности из-за наличия отложений на тонкой пластине предусмотрен автоматический и мгновенный разогрев пластины до 1000° после каждой остановки двигателя. Эти конструкции более совершенны, чем модели на основе трубки Пито.

ДМРВ с пленочным измерителем

Самые современные модели, в которых используются нагревающиеся кремниевые элементы с платиновым напылением, выполняющие также функции измерителей.

Датчик массовых воздушных затрат – специальный датчик, диагностирующий общее количество воздуха, попадающего в цилиндры двигателя.

Существует несколько типов расходомеров-датчиков, они друг от друга отличаются способами измерениями показаний. Принцип работы расходомера-датчика с трубкой Пито заключается в непосредственном измерении колебаний воздуха, эти измерения определяются с помощью специальной пластины, на этой платине располагается потенциометр. В зависимости от того, какая скорость воздушного потока, пластина изменяет угол поворота.

В современные же датчики встраиваются термоанемометрические измерители расхода воздуха. Чем поток воздуха больше, тем больше электрического тока необходимо чтобы подавалось на проволоку из платины — это поможет сохранить разницу температур между обтекающим воздухом и проволокой.

Также современным датчиком расхода воздуха можно назвать термоанемометрический расходомер с пленочным устройством. Измерительные и нагревательные резисторы в таких расходомерах имеют вид платиновых тонких слоев.

Чуть реже можно встретить расходомеры на основе вихревого типа. Такие устройства измеряют частоту завихрений, которые образовываются на расстоянии позади выступа, а именно в стенке впускного канала.

Основные признаки неисправности датчика массового расхода воздуха

Работоспособность датчика массового расхода воздуха влияет на функциональность мотора машины, как на холостом ходу, так и при движении. Это устройство расположено обычно в воздуховоде, рядом с воздушным фильтрующим элементом. В соответствии с показаниями сигналов, которые отправляет расходомер, управляющий модуль осуществляет расчет объемов горючего и воздуха для образования топливовоздушной смеси. Самым оптимальным соотношением в данном случае является 1:14.

Нужно отметить, что эффективная работа расходомера зависит также и от чистоты воздушного фильтрующего элемента. Так что если уровень сигнала напряжения от ДМРВ слишком низкий или высокий, автовладелец должен сразу же проверить чистоту фильтра.

При каких симптомах должна осуществляться проверка расходомера:

  • если на контрольном щитке загорелся значок Чек Энджин, свидетельствующий о необходимости проверки двигателя;
  • в зависимости от авто, на приборке также может появляться ошибка, которая говорит о слишком низком сигнале, поступающем с ДМРВ;
  • мотор стал плохо работать — силовой агрегат может глохнуть, его мощность значительно упала, при этом машина плохо разгоняется, особенно, при езде в гору;
  • увеличился расход горючего;
  • силовой агрегат стал нестабильно работать на холостых оборотах — они могут резко увеличиваться и так же резко опускаться;
  • во время переключения рычага передач ДВС может произвольно заглохнуть (автор видео — канал АВТО-МОТО).

Это только поверхностные признаки, свидетельствующие об износе. Выход из строя расходомера можно диагностировать по появлению трещин на корпусе гофрированного патрубка, соединяющего устройство с заслонкой дросселя. В том случае, если силовой агрегат глохнет, есть вероятность, что причина кроется в неполадках в работе электроцепи питания, в данном случае необходимо диагностировать проводку.

Отдельно следует выделить такую неисправность, как низкий сигнал, поступающий с расходомера, ее причины могут быть следующими:

  • устройство не подключено к бортовой сети;
  • в электроцепи питания расходомера произошел обрыв;
  • окислились контакты, в частности, массы, либо же произошел обрыв этого провода;
  • сигнальные провода были соединены неправильно или опять же, произошел их обрыв;
  • такой симптом также может быть связан с неполадками в работе управляющего модуля ЭБУ.
ПОДРОБНОСТИ:   10 лучших средств удалителей влаги из бензобака и диз топлива

Как вы понимаете, выход из строя расходомера может привести к серьезным неполадкам, тем более, нужно учитывать, что симптомы его поломки схожи с признаками неисправностей других устройств. Так что при обнаружении хотя бы одного признака необходимо уделить внимание диагностике (автор видео — Roman Roman).

О том, что датчик массового расхода воздуха неисправен, свидетельствуют следующие признаки:

  • увеличение топливного расхода,
  • нестабильность параметров холостого хода (увеличение или уменьшение числа оборотов в этом режиме),
  • «провалы» работы мотора,
  • изменения в динамике набора скорости.

Причиной некорректной работы ДМРВ может быть механическое повреждение его элементов или засорение. Наиболее уязвимые устаревающие расходомеры лопаточного типа могут засоряться частицам масла. У них часто наблюдается повреждение токопроводящих элементов.

Увеличение расхода топлива объясняется аварийным режимом работы блока управления, который при формировании управляющих сигналов «полагается» на сигналы, поступающие с дизельной заслонки. Критическим случаем (значительная поломка или засорение ДМРВ) является отказ в работе – завести двигатель при таком расходомере не удается вовсе.

Аналогичная ситуация может возникнуть, если машину оснастить датчиком, предназначенным для другой модели. Современные автомобили с бортовыми компьютерными системами извещают своего владельца о наличии неисправности заранее, прежде чем водитель обнаружит видимые признаки поломки.

При выходе из строя ДМРВ система диагностик выдает индикацию «чек» двигателя. Точное определение поломки выполняется на СТО при помощи точного диагностического оборудования, считывающего из бортовой системы код ошибки.

Мигание лампочки Check возникает при различных повреждениях, в том числе, при нарушениях работы датчика дроссельной заслонки, свечей и пр. Индикация этого типа возникает и при повреждениях проводки, датчика температуры.

Проверка чека путем анализа совокупности «симптомов» не всегда дает точный результат. Для полного выявления неисправностей (часто сигнал свидетельствует не об одном, а о ряде нарушений), необходимо использование компьютерной диагностики.

Если сразу же не рассматривать внешние признаки поломки датчика, то стоит обратить внимание на то, что в работе двигателя о предполагаемой поломке расходомера может оповестить встроенная проверочная система. Тем не менее даже с ней вам придется обращаться за помощью на ближайшую станцию техобслуживания, так как без специального диагностического прибора считать коды неисправностей и понять, о чем же оповещает контрольная лампочка, вряд ли вам удастся.

Быть уверенным полностью в том, что расходомер неисправен можно, но лишь только если его заменить на другой. И если в работе автомобиля после того, как датчик был заменен на новый, произошли положительные изменения, это может означать то, что прежний датчик был сломан или работал некорректно.

Неисправность ДМРВ, как уже отмечалось выше, приводит или к переобогащению, или к обеднению топливной смеси бензином или соляркой, что негативно влияет на функционирование двигателя и может привести к его серьезной поломке. Чаще всего неисправности ДМРВ бывают связаны с засоренностью воздушного фильтра: воздух очищается при этом плохо, а содержащиеся в нем механические частицы попадают в датчик, что и является причиной его поломки.

Практика показывает, что основные признаки неисправности ДМРВ следующие:

  • Появляется ошибка Check Engine, которая свидетельствует о том, что уровень сигнала этого датчика очень низкий;
  • Двигатель расходует больше топлива, чем обычно;
  • Силовой агрегат плохо заводится, снижается его мощность, он начинает глохнуть;
  • Автомобиль плохо разгоняется;
  • Двигатель работает или на повышенных, или на пониженных оборотах.

Конечно, все признаки могут проявляться и при других неисправностях автомобиля, но в любом случае, если обнаруживается хоть один из них, это является веским поводом посетить станцию технического обслуживания. Впрочем, проверить, ДМРВ на неисправности, можно и самостоятельно, не обращаясь к специалистам СТО.

Показатели датчика массового расхода воздуха играет значительную роль в правильном смесеобразовании топливовоздушной смеси. Поэтому его неисправности приводят к нарушению работы установки или же, в некоторых случаях, невозможности запуска мотора.

Выход и строя этого датчика можно выявить по таким признакам:

  • загорание сигнала «Check engine»;
  • увеличение потребления бензина;
  • падение мощности;
  • снижение динамики набора скорости;
  • затрудненный запуск или невозможность запуска;
  • плавающие обороты в режиме холостого хода.

Но такие признаки являются сигналом не только о поломке этого датчика, причины могут быть и другие. Поэтому нужно определить, действительно ли это «барахлит» ДМРВ.

Основные признаки неисправности датчика массового расхода воздуха

Расходомеры воздуха могут различаться по конструкции и способу измерения.
Узлы устаревшей на данный момент конструкции построены на основе трубки Пито.
Это лопаточные расходомеры, в основе которых лежит мягко закрепленная пластинка,
которая отгибается под напором воздуха.

Более современными считаются устройства с термоанемометрическими измерителями.
Принцип действия у таких расходомеров следующий: в устройстве смонтирован платиновый теплообменник.
Чем больше воздуха проходит через прибор и попадает на теплообменник,
тем больше энергии затрачивается на сохранение разности температур между ними.

ПОДРОБНОСТИ:   Устройство вакуумного усилителя тормозов автомобиля

Поскольку теплообменник представляет собой крайне тонкую пластинку, отложения,
неизбежно появляющиеся на ней, серьезно влияют на качество измерений.
Чтобы избежать этого, после каждой остановки двигателя пластина мгновенно разогревается до 1000 градусов,
сбрасывая все лишнее.

Самыми современными являются устройства с пленочными измерителями.
Здесь применены кремниевые измерительно-нагревающиеся элементы с платиновым напылением.

Видео «Диагностика расходомера с помощью тестера»

Причинами поломки ДМРВ в большинстве случаев становится засорение или механическое повреждение устройства.
Так, лопаточные расходомеры ломаются из-за масляного засорения или поломки токопроводящих деталей.

Признаками поломки прибора являются:

  1. Нестабильный холостой ход или изменение его параметров (повышение или снижение оборотов);
  2. Снижение динамики набора скорости;
  3. Появление провалов в работе двигателя;
  4. Рост расхода топлива.

В современных автомобилях еще до того, как поломка расходомера приведет к ощутимым изменениям в работе двигателя,
бортовая диагностическая система будет сигнализировать о неисправности (будет гореть лампочка «чек» двигателя).
В таком случае необходимо обратиться на СТО, где при помощи специализированного оборудования можно считать
код ошибки и обнаружить причину поломки.

Учитывая то, что условно ремонтопригодными являются только расходомеры лопаточного типа,
чаще всего при поломке они просто заменяются. Что касается устройств с трубкой Пито,
при попадании масла на рабочие поверхности их достаточно очистить с помощью аэрозоля для чистки карбюратора.
Во всех остальных случаях также требуется замена.

Более современные пластинчатые и пленочные расходомеры не ремонтнопригодны.
В случае возникновения проблем с ними можно только проверить питающую контактную сеть на предмет обрыва
или замыкания проводки. Другие проблемы устраняются исключительно заменой.

Обеспечить максимальную продолжительность эксплуатации расходомера воздуха можно,
своевременно меняя воздушные фильтры и хорошо ухаживая за двигателем в целом.

Связанные термины

Теперь поговорим о том, как проверить и отремонтировать устройство, если это позволяет ситуация.

Есть несколько вариантов диагностики:

  1. Первый вариант — диагностика при отключении ДМРВ. Принцип этого метода заключается в отключении расходомера от топливной системы транспортного средства и дальнейшей диагностики работоспособности мотора при отключенном ДМРВ. Реализация метода заключается в отсоединении штекера питания от устройства и дальнейшем запуске ДВС. При отсутствии устройства блок управления активирует аварийный режим работы, то есть формирование горючей смеси будет осуществляться в соответствии с положением заслонки дросселя. В том случае, если после отключения расходомера работа двигателя восстановилась, мотор перестал глохнуть, это свидетельствует о том, что датчик нужно поменять.
  2. Еще один вариант — заключается в том, чтобы под упор заслонки дросселя установить металлическую пластину, ее толщина должна составлять 1 мм. После этого обороты двигателя должны возрасти. Далее, от датчика расхода воздуха нужно отсоединить разъем питания. В том случае, если после этих действий двигатель будет работать также, это свидетельствует о выходе из строя ДМРВ.
  3. Следующий вариант — попробовать поставить вместо вышедшего из строя расходомера новый и оценить работу мотора с ним. Это самый эффективный и быстрый вариант проверки, ведь если работа двигателя стала более эффективной, это говорит о поломке ДМРВ. Разумеется, не у каждого автовладельца есть запасной расходомер.
  4. Также можно попытаться определить неполадку в работе регулятора посредством визуальной диагностики. Для реализации этого способа понадобится выкрутить хомут при помощи отвертки с крестовым наконечником, которая фиксирует гофру воздуховода. После этого необходимо внимательно осмотреть внутреннюю часть гофры, а также самого регулятора. На поверхностях не должно быть следов моторной жидкости или влаги, все элементы должны быть сухими.
    В том случае, если автовладелец не будет следить за чистотой воздушного фильтрующего элемента, то мусор и пыль с него со временем начнет попадать на чувствительный компонент расходомера. Соответственно, это приведет к выходу из строя последнего — такая причина поломки является одной из наиболее встречаемых.Появление масляных следов может быть обусловлено увеличенным уровнем рабочей жидкости в картере либо забитым маслоотбойником. Все элементы следует очистить от остатков моторной жидкости.

Отдельно следует выделить вариант диагностики с помощью тестера — мультиметра. Красный щуп тестера подключается к входу датчика — этот контакт находится ближе к ветровому стеклу, а черный подключается к массе, обычно это зеленый провод, находится на противоположном конце разъема.

Показания диагностики могут быть следующие:

  • от 0,996 до 1,1 вольта — датчик новый;
  • 1,01-1,02 — работоспособное устройство;
  • 1,02-1,03 — удовлетворительное состояние датчика;
  • 1,03-1,04 вольта — срок службы подходит к концу, при более высоких значения регулятор подлежит замене.

ДМРВ — это устройство, которое не подлежит ремонту, но его можно попытаться восстановить путем очистки сетки. Для очистки можно использовать жидкость WD-40 или специальный очиститель карбюратора.

Фотогалерея «Отключение и очистка датчика»

На видео ниже представлена подробная инструкция по проверке датчика в домашних условиях при помощи мультиметра (автор ролика — канал Простое мнение).

ПОДРОБНОСТИ:   Материалы для шумоизоляции автомобиля своими руками

Ремонту в полном смысле этого слова подлежат только самые простые лопаточные расходомеры. Одна из наиболее частых причин повреждений – замасливание рабочих поверхностей – устраняется при помощи состава для чистки карбюратора. Аэрозоль легко снимает масляный слой, не повреждая поверхность.

Карбклинер может использоваться и для чистки других устройств. Механический ремонт ДМРВ затруднен. Условно ремонтопригодными (не все типы повреждений) являются лопаточные модели. Более современные конструкции, вышедшие из строя, требуют замены. Пластинчатые и пленочные ДМРВ можно не менять, если причина некорректной работы заключается в нарушении питающей сети (обрыв проводки, короткое замыкание).

Диагностика, очистка, ремонт и замена датчиков массового расхода воздуха должны выполняться в условиях современного сервисного центра с обязательной проверкой работы оборудования после выполненных операций. В этом случае автовладелец получает гарантию и может предъявить претензии, если обнаружит недостатки в работе после ремонта.

Сделать эксплуатацию системы более экономичной и продлить срок безаварийной службы датчика массового расхода воздуха можно, точно соблюдая правила эксплуатации транспортного средства.

Уход за двигателем, своевременно проводящиеся профилактические осмотры, контроль состояния воздушных фильтров и их смена при загрязнении позволят избежать преждевременного загрязнения ДМРВ или его загрязнения, максимально увеличат период безаварийной эксплуатации датчика.

Корректная работа датчика массового расхода воздуха, в свою очередь, обеспечит экономичную работу двигателя внутреннего сгорания, плавный и динамичный набор скорости автомобилем, корректное переключение скоростей и ход без «провалов».

Чаще всего расходомер просто меняют на новый. А полноценному ремонту принадлежат исключительно расходомеры с трубкой Пито. Масляные накопления и другие различные загрязнения, которые постоянно препятствуют перемещению пластины, в них можно устранить при помощи аэрозолей. Такие аэрозоли еще используют для очистки карбюратора.

В некоторых случаях мастера могут вам посоветовать отключить датчик массового расхода воздуха от блока регулирования. Но в этом случае вы должны знать, что расходы топлива могут существенно увеличиться. Кроме того учитывайте, что термоанемометрический расходометр на СТО и в автосервисах ремонтировать не станут.

Продлить же работу датчика можно двумя способами: вовремя менять воздушные фильтры (это самое главное!) и постоянно следить за работой мотора.

Видео по чистке датчика массового расхода воздуха

Выявить неисправность этого датчика можно несколькими способами. Самым простым способом является отключение фишки питания от датчика на запущенном моторе. После отключения фишки, блок управления переходит в аварийный режим, при котором дозировка топлива производится по показаниям датчика положения дросселя.

При отключенном расходомере нужно проехаться на автомобиле. Если работа силовой установки улучшилась, вероятнее всего проблемы с  ДМРВ.

Расположение датчик массового расхода воздуха

Располагаются расходомеры воздуха стандартно для подавляющего большинства моделей ДВС
– между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром.

Сейчас наблюдается тенденция к отказу от расходомеров,
что можно видеть в новейших моделях от лидеров мирового автопрома,
где вместо них используются устанавливаемые во впускных коллекторах датчики абсолютного давления.

Видео «Подробная инструкция по очистке датчика своими руками»

Чтобы выполнить замену, придерживайтесь инструкции:

  1. Для начала отключите зажигание и откройте капот автомобиля.
  2. Обесточьте бортовую сеть, для этого отключите АКБ.
  3. Далее, с помощью отвертки следует ослабить хомут, фиксирующий гофру к контроллеру.
  4. Сама гофра демонтируется.
  5. После этого необходимо отключить штекер питания регулятора.
  6. Используя гаечный ключ (обычно на 10), необходимо выкрутить винты, которые фиксируют устройство к корпусу фильтра.
  7. Производится демонтаж датчика и его замена. Процедура сборки осуществляется в обратном порядке.

Как правильно демонтировать и очистить устройство и какие нюансы при этом следует учитывать — подробная инструкция приведена в ролике ниже (автор — канал Се Дан).

Если проверка указала на неисправность ДМРВ, производится его замена, поскольку они являются неремонтируемыми. Замена его очень простая. На примере разберем замену датчика на ВАЗ-2110.

Все работы по замене производятся при выключенном зажигании. Первое, с датчика отсоединяется фишка с проводами, идущими к датчику.

Затем нужно послабить хомут крепления впускного патрубка к фильтру, после чего патрубок отсоединяется от фильтра.

Ключом на 10 откручиваются два болта, которыми крепиться датчик. Теперь ДМРВ можно извлечь с посадочного места.

Перед установкой нового датчика в посадочное место важно проверить плотность посадки уплотнительного кольца, иначе, при недостаточной плотности, существует возможность подсоса воздуха, причем не очищенного от примесей, извне. А это может стать причиной быстрой поломки датчика.

После проверки уплотнителя, ДМРВ ставиться на место закрепляется болтами. Далее ставиться на место патрубок и подключается фишка с проводами.

Заключительным этапом является проверка восстановления нормальной работы силовой установки.