2 способа проверки датчика детонации Как проверить исправность ДД

Почему появляется детонация

Здесь можно выделить три основных причины, из-за которых двигатель начинает работать неустойчиво:

  • октановое число топлива: чем оно выше, тем меньше вероятность возникновения этого неприятного явления (качество горючего тоже важно);
  • конструктивные особенности мотора: агрегаты, имеющие большую степень сжатия, более склонны к детонации, и поэтому в них нужно применять горючее с октановым числом не меньше того, что указано в инструкции;
  • условия эксплуатации двигателя: неправильно выбранная передача, чрезмерная нагрузка на двигатель, неверный состав рабочей смеси — все это тоже приводит к детонации.

Устройство

ДД можно сравнить с акселерометром, который принимает и преобразует энергию механического типа в электричество. Прибор «скрадывает» колебания в цилиндрах и подает импульсные сигналы о полученных сведениях.

Указания от этого устройства поступают на ЭБУ двигателя, от которого они идут командами на устранение поломок. Разделяется два вида – корректирование смеси топлива и воздуха, смене угла опережения. В итоге своей работы октан корректор уменьшает расход бензина, повышает мощность двигателя, устраняет детонацию.Сегодня рассмотрим, как проверить этот датчик.

Неисправности датчика детонации и их признаки

Во всех этих вышеперечисленных случаях необходима проверка датчика детонации, осуществляется же она следующим образом. В случае, если произошел обрыв сигнального провода, необходимо срочно проверить, насколько надежно подсоединены розетка жгута и вилка самого датчика.

Если же с подсоединением все в порядке, тогда следует оценить, в каком состоянии находятся контакты розетки, и при необходимости заменить их. Также можно посмотреть и на состояние жгута, для этого его следует отсоединить от прибора и при выключенном зажигании проверить целостность цепи с помощью омметра.

Что же касается замыкания на массу, так с ним действовать следует так: отсоединяем блок и датчик детонации от жгута проводов и проверяем состояние цепи. Выключив зажигание, необходимо при помощи омметра проверить соединение цепи жгута и массы движка.

Узнать, что измеритель не работает, возможно по ряду наиболее часто возникающих признаков. В работе мотора возникает явно выраженная нестабильность, ощущаются рывки, появляется признак троения. Машина перестает слушаться педали акселератора, динамика в наборе скорости падает.

После запуска двигателя загорается сигнальный индикатор неисправности. В подобной ситуации следует не только проверить датчик, но и диагностировать другие системы. Возможно, потребуется срочная замена отказавших элементов. Информацию об отказе измерителя может передавать бортовой компьютер машины.

2 способа проверки датчика детонации Как проверить исправность ДД

Не отвечать ЭБУ ДД может по целому ряду причин. Первый признак – загорание лампочки Check на панели приборов. При этом она не обязательно будет светиться постоянно: возможно ее кратковременное загорание при высоких нагрузках. Однако Check может сигнализировать и при иных неисправностях двигателя.

ПОДРОБНОСТИ:   P2135 ошибка датчиков положения дроссельной заслонки Код р2135 говорит о не совпадении показаний датчиков 1 и 2 на ДЗ

Второй признак – потеря мощности, сопровождающаяся повышенным расходом горючего. Однако здесь та же ситуация: подобные симптомы могут проявляться и при других неисправных элементах мотора. Но все же лучше всего — перейти к тестированию самого датчика.

О проблеме с датчиком сигнализирует индикатор на приборной панели. Он может загораться лишь эпизодически, когда нагрузка возрастает, либо гореть постоянно. Отсутствие импульса от датчика не препятствует работе двигателя и дальнейшей эксплуатации транспортного средства, однако это отрицательно сказывается на его динамике. На то, что с детонационным сигнализатором не все в порядке, могут указывать и другие косвенные признаки:

  • перегрев двигателя за короткое время, несмотря на невысокую внешнюю температуру;
  • потеря мощности и приемистости;
  • возникновение калильного зажигания;
  • ухудшение разгонных показателей;
  • увеличение потребления бензина;
  • чрезмерный нагар на свечах зажигания.

Принцип действия датчика детонации

По сути, это неразборный круглый корпус, имеющий отверстие для фиксации на блоке цилиндров, а также клеммы, служащие для подсоединения к бортовой сети автомобиля. Главная часть датчика – пьезоэлемент, находящийся внутри и вырабатывающий небольшие электрические импульсы при механическом воздействии.

При возникновении детонации формируются звуковые волны частотой 25-75 Гц. Они распространяются по блоку цилиндров и достигают пьезокристалла, заставляя его вибрировать в унисон с «пришедшим» звуком. Причем, чем больше амплитуда, тем сильнее вырабатываемое напряжение. Сформированные импульсы поступают в бортовой компьютер.

Проверка датчика детонации

Снимаем датчик, берем мультиметр устанавливаем его в режим измерения «сопротивление кОм» и стуча по железному корпусу ДД металлическим предметом (имитируя детонацию двигателя) смотрим на изменения.

Переводим тестер в режим «милливольты», подключаем плюсовой щуп к плюсовому контакту, а минусовой на массу датчика. И имитируя ударную волну детонации смотрим на разность потенциалов (около 30-40мВ в зависимости от интенсивности). Мультиметр вам покажет как датчик преобразует детонацию в переменный ток. Что говорит об исправности либо неисправности датчика детонации.

Когда речь идет о замыкании бортсети, нужно в первую очередь отсоединить защитный чехол его розетки и при включенном зажигании проверить напряжение между розеткой и массой движка. Если оно пределах 12 В, то, отключив зажигание, проверьте, не произошло ли замыкание в цепи жгута и электропитанием системы управления.

Что же насчет проверки на неисправности самого прибора, так тогда по нему необходимо просто постучать каким-либо не металлическим предметом (при этом двигатель должен работать на холостом ходу), а затем проверить с помощь вольтметра наличие сигналов.

В случае его неисправности следует обратиться в специализированный центр по ремонту, либо заменить прибор на новый. Проверка же блока осуществляется оценкой состояния его контактов.

ПОДРОБНОСТИ:   Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода

Таким образом, можно сказать, что существует довольно много причин, по которым может прийти в негодность датчик детонации, признаки неисправности при этом определить довольно просто, единственное, что потребуется для этого, так это немного времени и терпения. На этой оптимистичной ноте диагностику можно считать освоенной.

Основные симптомы, указывающие на то, что данное устройство вышло из строя:

  • падение мощности;
  • ухудшение разгонных характеристик и резкое увеличение «аппетита» двигателя;
  • дымный выхлоп.

При этом на панели загорается индикатор неисправности двигателя. Причем, он может, как гореть постоянно, так и загораться кратковременно при увеличении нагрузки.Далеко не всегда под рукой есть сканер, который сможет считать и расшифровать код неисправности.

В первую очередь необходимо выяснить, каким сопротивлением должен обладать исправный датчик на конкретной модели автомобиля или двигателя, поскольку у всех производителей эта величина разная. Если оно отличается от нормального, нужна замена.

Также можно проверить напряжение на электрических контактах датчика, для чего нужно отсоединить электрический разъем питания датчика и снять его с двигателя. После этого мультиметр переводится в режим измерения напряжения в милливольтах, его плюсовой щуп соединяется с сигнальным контактом, а минусовой – с массой датчика (отверстие, через которое проходит болт крепления к двигателю).

Проверка датчика детонации заключается в том, что датчик с присоединенными щупами зажимается в ладони, которой затем нужно несильно постучать по какой-нибудь поверхности. При ударах мультиметр должен фиксировать появление напряжения (обычно оно составляет порядка 30-40 мВ).

Принцип прост: чем сильнее удар, тем большая разность потенциалов возникнет между электродами. Поскольку напряжение невелико, не каждый прибор способен его замерить, поэтому предварительно нужно убедиться, что имеющееся под рукой измерительное устройство рассчитано на подобные замеры. Полное отсутствие разности потенциалов свидетельствует о том, что датчик детонации неисправен.

При явно выраженных признаках поломок необходимо срочно принимать меры и выполнять диагностирование. Но как быть, если проблемы возникли в поездке, и до ближайшей СТО дотянуть не представляется возможным. В данной ситуации можно решить проблему самостоятельно.

Можно замерить сопротивление, но такой вариант подходит не всегда, так как следует знать параметры прибора. Уточнить данные сведения можно в инструкции по эксплуатации. Все измерения выполняются мультиметром. Когда показатель обычного сопротивления отклоняется от нормы, датчик следует заменить.

Высокий и низкий уровень сигнала также проверяется мультиметром. Для этого следует отбросить клеммы, запитывающие устройство, снять датчик. Далее прибор переводится в режим измерения милливольт, «плюсовой» щуп соединяется с сигнальным выходом, второй – на «массу» устройства.

ПОДРОБНОСТИ:   Инструкция как проверить топливною форсунку инжектора в домашних условиях

Теперь следует включить мультиметр, а по датчику постучать чем-нибудь. При ударах на приборе должно отображаться напряжение, составляющее около 40 мВ. В это же время есть возможность проверить чувствительность датчика – показатель напряжения будет зависеть от силы ударов.

Случается, что водитель забывает про датчик, потому что тот редко напоминает о себе. Но все же следует проверять его крепление на прочность, визуально осматривать корпус, чтобы на нем отсутствовали масляные пятна, а разъемные участки не имели коррозийных образований.

В большинстве случаев применяют один из трех нижеописанных методов.

  1. Понадобится тестер, чтобы измерить сопротивление ДД. Выставьте предел измерения на мультиметре до 2 кОм и присоедините щупы прибора к клеммам датчика детонации. В спокойном состоянии тестер покажет «0». Теперь возьмите, например, гаечный ключ и легонько постучите по корпусу ДД. Если стрелка мультиметра отклонится, показывая увеличение сопротивления, то значит, датчик исправен. Отсутствие реакции тестера говорит о том, что пьезоэлемент внутри ДД не функционирует и нужно покупать новую деталь.
  2. Также можно использовать вольтметр. Нужно выставить предел измерения напряжения до 200 мВ. Минусовый щуп мультиметра присоединяйте к массе и плюсовый – к выводу датчика. Постучите слегка по ДД: если деталь исправная, то должно высветиться напряжение примерно 10-15 мВ.
  3. Этот способ более простой, однако позволяет провести диагностику точнее. Запустите двигатель, установив обороты вращения коленвала по тахометру в пределах 1500-2000 об/мин. При этом мотор должен быть прогретым, и работать устойчиво. Найдите местоположение вашего датчика детонации и несильно постучите по нему тем же гаечным ключом. Если ДД исправен, то он пошлет импульс напряжения в ЭБУ, который, восприняв команду, откорректирует угол зажигания. На слух это можно определить по снижению числа оборотов двигателя. Если перестать воздействовать на датчик, то обороты восстановятся до начального значения.
  4. Возьмите заведомо исправный ДД и поставьте на свою машину.

Другие способы проверки работоспособности ДД

Разгоните авто до скорости 30-35 км/ч и включите повышенную передачу и резко надавите на педаль акселератора. Если датчик исправен, то вы услышите детонационные стуки, которые очень быстро исчезнут, т. к. в дело вступит электроника, которая изменит опережение зажигания.

  • перегрев мотора при сравнительно низкой температуре окружающего воздуха;
  • «троение» двигателя (калильное зажигание);
  • появление нагара на свечах, что обусловлено чрезмерно богатой топливо-воздушной смесью.