Датчик скорости

Как работает и где находится датчик скорости

Данное устройство хоть механически никак не влияет на движения деталей ДВС, но оно выполняет полезную функцию, а именно, датчик скорости передает данные с ошибками, которые неблагоприятно сказывают на качестве работы мотора. Измеритель скорости передает сигналы датчику, контролирующему общую работу ДВС на холостых оборотах, также с помощью РХХ (регулятора холостого хода) регулирует поток воздуха, которые идет в обход дроссельной заслонке. Чем быстрее крутятся колеса автомобиля, тем больше сигналов передается.

Прибор датчик скоростей работает на основе датчика Холла. Во время работы двигателя ДС посылает частотно-импульсные сигналы на электронный блок управления (ЭБУ) через определенные коротенькие промежутки времени. За один километр пройденного пути автомобилем датчик скорости посылает на ЭБУ около 6 тысяч сигналов. С помощью полученных сигналов от ДС ЭБУ определяет с какой скоростью движется автомобиль.

Что такое эффект Холла? Эффект Холла — это, если разместить проводник с постоянным током в магнитном поле, то появляется электрическое напряжение.

В конструкциях различных марок и моделей авто, датчик скорости устанавливают и рядом со спидометром, и рядом с коробкой передач. А вот знаете ли вы, что есть такой датчик температуры входящего воздуха, из-за показаний которого бортовой компьютер решает сколько подать топлива и воздуха.

Если принцип работы ДСА основан на эффекте Холла, проверка датчика скорости осуществляется тремя способами. Для первых двух понадобится мультиметр. В третьем случае можно обойтись с помощью обычной лампочки.

Первая методика проверки датчика требует снять его и с помощью мультиметра найти импульсный контакт и соединить с ним плюсовой щуп прибора. Второй щуп присоединяют к кузову или автомобильному двигателю. После этого на ось ДСА надевают небольшую трубку и вращают её, проверяя напряжение мультиметром. С увеличением скорости вращения число импульсов тоже должно расти.

Для второго способа понадобится домкрат, с помощью которого поднимается любое переднее колесо автомобиля. К проводам датчика подключается мультиметр и начинается вращение. Чем быстрее крутится колесо, тем больше импульсов регистрирует прибор. Если это правило не соблюдается, значит, датчик неисправен.

Для последнего способа понадобится 12-вольтовая лампочка, которая будет использоваться вместо мультиметра. Колесо поднимается домкратом, а лампа соединяется с импульсным проводом ДСА. Её моргание при вращении колеса доказывает, что устройство работает.

Работа датчика скорости основана на применении эффекта Холла: датчик подает на контроллер частотно-импульсный сигнал. При этом частота импульсов, которые подаются на ЭБУ, прямо пропорциональна скорости, с которой вращаются колеса. Блок управления двигателем получает сигналы от датчика скорости, высчитывает интервал между импульсами и в соответствии с этим вычисляет скорость автомобиля. На каждый километр путь датчик скорости выдает примерно 6 тысяч сигналов.

Обычно датчик скорости находится на коробке передач: он находится непосредственно на механизме привода спидометра. 

Устройство ДС основано на эффекте Холла, устройство через определенные промежутки времени передает на ЭБУ частотно-импульсные сигналы. Так, за один километр пути, данное устройство передает около 6000 сигналов и на основании полученных данных блок управления в автоматическом режиме вычисляет скорость передвижения автомобиля.

Чем выше скорость авто, тем с большей интенсивностью импульсы поступают на контроллер.Кроме определения скорости этот прибор выполняет еще одну важную функцию. Когда автомобиль «катится» накатом, импульсный датчик не блокирует поступление топлива, тем самым способствуя экономии.

Сегодня принято выделять несколько видов ДСА, различающихся по устройству: индуктивные, язычковые и основанные на эффекте Холла (электронные датчики).

Датчик скорости работает благодаря эффекту Холла. Устройство подаёт частотно-импульсные сигналы, за расшифровку которых отвечает блок управления.Главная идея конструкторов, создавших устройство, заключалась в том, что частота импульса является пропорциональной скорости транспортного средства.

Внимание! Скоростью автомобиля считается скорость, с которой вращаются колёса.

В блоке управления во время считывания показаний с датчика контроля скорости происходит множество процессов. Благодаря им системе удаётся вычислить длину интервалов между импульсами, и на их основе подсчитать скорость движения машины. Всего за один преодолённый машиной километр устройство посылает более шести тысяч сигналов.

Размещение детали зависит от множества факторов. Это и не удивительно, ведь каждый автомобильный производитель старается добиться максимальной производительности при минимальных затратах. Но если во внимание брать основную тенденцию, то устройство находится на коробке передач. Доступ к нему проще всего получить снизу.

ПОДРОБНОСТИ:   Штрафы за превышение скорости в 2018 году

Признаки неисправности датчика скорости

Не работает ДС при появлении следующих симптомов и признаков:

  1. Холостой ход нестабилен.
  2. Спидометр не работает вообще или работает с ошибками.
  3. Расход топлива выше положенного.
  4. Тягучесть двигателя уменьшилась (в гору едет не как раньше, с прицепом тоже тяжело идет).
  5. При наличии бортового компьютера (БК), он может сигналить о том, что не получает данные от датчика скорости автомобиля (ДСА).

А вот как выглядит датчик скоростиА вот где стоит датчик скорости

Обычно, неполадки с автомобильным датчиком скорости возникают в результате нарушения цепи. Поэтому при обнаружении признаков и симптомов, следует провести диагностику на разрыв цепи.

Сначала отсоединяем питающие провода, затем осматриваем контакты. Если контакты окислены, их нужно зачистить и смазать, например, Литолом 24. Цепь частенько обрывается около штекера.

Если все провода целы, то измеряем сопротивление в цепи заземления. Исправный датчик скорости автомобиля должен показывать сопротивление 1 Ом.

После проведения мелких ремонтных работ своими руками надо проверить, работает ли ДС. В конструкции семейства автомобилей ВАЗ и других популярных машинах ставят датчик скорости, который работает как датчик Холла, то есть передает 6 импульсов за один оборот. Существуют датчики скорости индукционного и язычкового типов.

Необходимость в проверке работоспособности ДСА появляется при обнаружении следующих признаков его неисправности:

  • нестабильной работы мотора на холостом ходу;
  • неправильных показаний спидометра, который может вообще прекратить работать;
  • повышенного потребления горючего;
  • вывода на экран бортового компьютера ошибки – изменения показаний ДСА до нуля.

Проблемы с датчиком нередко появляются при нарушении целостности проводов, и проверку желательно начинать именно с них. Чаще всего обрыв происходит в нескольких миллиметрах от разъёма. В этом месте провода изогнуты и со временем могут перетереться. Ещё одна проблема заключается в загрязнении контактов, а решается их зачисткой и смазкой. А иногда причиной является износ троса спидометра, на котором появляются разрывы, приводящие к поломке датчика.

Самый распространенный признак того, что вышел из строя датчик скорости, – это проблемы с холостыми оборотами. Если машина глохнет на холостых (при переключении передач или при движении накатом), в числе прочего стоит обязательно проверить датчик скорости.

Чаще всего проблема заключается в обрыве цепи, так что первым делом необходимо визуально осмотреть датчик скорости и его контакты. При наличии следов коррозии или грязи их нужно удалить, контакты зачистить и нанести на них Литол. 

Проверку датчика скорости можно выполнить двумя способами: со снятием и без снятия ДСА. В обоих случаях для проверки и диагностики датчика скорости потребуется вольтметр.

Первый способ проверки датчика скорости: 

  • снять датчик скорости, 
  • определить, какая клемма за что отвечает (всего у датчика три клеммы: заземление, напряжение, импульсный сигнал), 
  • входящий контакт вольтметра подключить к клемме испульсного сигнала, второй контакт вольтметра заземлить на металлическую деталь двигателя или корпуса автомобиля,
  • при вращении датчика скорости (для этого можно накинуть кусок трубки на ось датчика) напряжение и частота в вольтметре должны увеличиваться.

 Второй способ проверки датчика скорости:

  • поддомкратить автомобиль, чтобы одно колесо не касалось земли,
  • соединить контакты вольтметра с датчиком так же, как описано выше,
  • крутить поднятое колесо и следить за изменением напряжения и частоты. 

Обратите внимание, что эти способы проверки подходят только для датчика скорости, использующего в работе эффект Холла. 

Неисправности

Поломку датчика скорости стоит устранять своевременно, пока она не переросла в дорогостоящий ремонт. Для этого каждый автовладелец должен следить за тем, как его транспортное средство ведет себя во время движения. При малейших отклонениях от установленной нормы рекомендуется осуществить замену ДСА.Основные признаки неисправности датчика скорости:

  • повышается расход топлива;
  • неверные показатели спидометра;
  • на холостом ходу двигатель нестабильно работает;
  • мотор не развивает полную мощность.

Также признаки выхода из строя датчика скорости могут проявляться в ситуациях, когда на холостом ходу, во время выжимания сцепления или во время переключения передач двигатель перестает работать. В таком случае водитель увидит индикатор с надписью «Check engine», если есть компьютер, на дисплее высвечивается ошибка «24».

В данной ситуации первым делом рекомендуется проверить состояние контактов и проводов, возможно, обнаружится обрыв в цепи. Как правило, это возникает рядом с разъемом, где находится изгиб, и провода могут перетереться. Если же контакты просто загрязнились или окислились, их необходимо зачистить.

ПОДРОБНОСТИ:   P2135 ошибка датчиков положения дроссельной заслонки Код р2135 говорит о не совпадении показаний датчиков 1 и 2 на ДЗ

Как определить неисправность датчика скорости

Перед тем как лезть под автомобиль и вскрывать МКПП снизу, необходимо удостовериться в том, что проблемы именно в датчике или по крайней мере сократить круг поисков до максимально возможного. Есть ряд признаков, которые укажут вам на неполадки в этой детали:

  • значительно вырос расход топлива за последнее время;
  • не работает спидометр;
  • холостой ход потерял стабильность работы;
  • уменьшилась тяга.

Ещё одним важным доказательством того, что проблемы именно в системе мониторинга являются сбои в работе бортового компьютера. Если устройство говорит, что нет сигнала ДСА, значит нужно искать проблему именно в датчике.

В чём причина

Обычно неполадки вызваны проблемами с цепью. Её разрыв может привести к полному выходу устройства из строя. Поэтому первой задачей во время подробной диагностики будет проверка её целостности. Для этого вам понадобится отсоединить питание. После этого вы сможете изучить контакты.

Если при осмотре контактов вы обнаружите грязь и окисление, то просто зачистите их. Для этого лучше всего подойдёт Литол. С его помощью вы сможете с лёгкостью избавиться от чужеродных частичек.

Внимание! В большинстве случаев кабели рвутся возле штекера.

Место возле штекера подвергается наибольшим нагрузкам, так как именно в нём изгибаются провода. Из-за этого при длительной эксплуатации изоляция может нарушиться. Поэтому проверку целостности лучше всего начинать именно отсюда.

Очень важно проверить наличие сопротивления в цепи заземление.Рабочий показатель составляет 1 Ом. Если предварительный осмотр не помог определить неполадку, нужно сосредоточиться на самом датчике.

Три способа проверки

За множество лет практики автомобилистами и профессиональными механиками было придумано множество способов проверки датчика скорости. Из них можно выделить три, которые отличаются своей простотой и эффективностью.

Для проверки датчика скорости по первому способу вам понадобится вольтметр. С его помощью нужно выяснить за что отвечает каждая из клемм. При этом второй контакт аппарата лучше всего замкнуть на корпус.

Повращайте немного датчик скорости. Вам нужно определить будет ли сигнал. Его наличие вы сможете засечь по входному напряжению. Чтобы это стало возможным просто оденьте кусочек трубочки на ось.

Внимание! Чем быстрее вращается датчик скорости, тем выше должно быть напряжение.

Для проверки по второй методике вам понадобится домкрат. С его помощью нужно поднять одно колесо машины. После чего можно воспользоваться вольтметром для снятия показателей с датчика скорости. При вращении колеса должно появляться напряжение.

Третий метод определения работоспособности датчика скорости базируется на контрольной лампочке. Чтобы воплотить его в жизнь нужно отсоединить провод, через который подаётся импульс.

Потом вам нужно включить зажигание, и при помощи лампочки найти плюс и минус. При этом одно колесо должно находиться в подвешенном состоянии. Лампочку необходимо подсоединить к «сигналу» и прокрутить колесо. Если она покажет минус, значит деталь рабочая.

Датчик скорости играет важную роль для водителя во время вождения. Поэтому при малейших сомнениях в его работоспособности, ориентируясь на признаки, описанные выше, необходимо провести проверку.

Как проверить индукционный ДС?

Для начала проверяем на наличие заземления и напряжения 12 В в контактах. Такие контакт проверяются прозвонкой. А контакт импульсных сигналов проверяется при кручении.

Напряжение между выводом и «массой» рабочего датчика скоростей находится в значении от 0,5 В до 10 В.

Так выглядит привод датчика скоростей в автомобиле

Своими руками проверить привод датчика также легко. Делаем все в такой последовательности:

  1. Домкратом приподнимаем одно из передних колес.
  2. Находим где стоит датчик скоростей и обхватываем его пальцами.
  3. Ногой или, если есть помощник, вращаем приподнятое колеса.
  4. Пальцы на датчике будут чувствовать импульс, если ДСА рабочий.

Напряжение такого датчика меняется от частоты вращения колеса, как и на датчике угла поворота. От вращения колес сигнал начинает передаваться, поэтому этот принцип работы схож с колебаниями волнового импульса.

Датчики, принцип действия которых не связан с эффектом Холла, проверяются с помощью мультиметра:

  • диагностику ДСА с язычковыми переключателями проводят, контролируя напряжение, значение которого должно находиться в пределах 0–5 В (или от нуля до рабочего напряжения аккумулятора);
  • у датчиков индукционного типа тоже контролируется напряжение. Для этого его придётся снять, подключить мультиметр и проверять показания прибора, поднося к ДСА любой металлический предмет. Если напряжение не меняется, устройство неисправно.

Решение проблемы с неисправным устройством решается просто – его заменой. Но, если по результатам проверки датчик оказался рабочим, следует выполнить ещё несколько действий. То есть снова поднять колесо, и, вращая его, проконтролировать работу привода ДСА. При отсутствии вращения этой детали её разбирают и меняют повреждённые запчасти – скорее всего, шестерни.

Видео проверки датчика скорости

ПОДРОБНОСТИ:   ДПДЗ датчики положения дроссельной заслонки в Приоре и Калине характеристики датчика

Самостоятельное тестирование

Каждый владелец автомобиля должен знать, как проверить датчик скорости. Есть три возможных способа установить его исправность. Перед началом диагностики следует определить, выдает ли датчик 12 В, поскольку основной принцип работы ДВС основан на эффекте Холла, состояние контактов осуществляется исключительно при вращении.

Показатели напряжения датчика в рабочем состоянии должны находиться в пределах 0,5-10 В.1. Проверка вольтметром. ДСА нужно снять и установит, за что отвечает каждая клемма. Один контакт вольтметра следует присоединить к клемме, выводящей импульсные сигналы, а второй — подвести к проводу заземления.

Датчик необходимо вращать и в это время смотреть на показатели напряжения. Чем интенсивнее вращается датчик, тем больше будут показатели.2. Необходимо отсоединить импульсный провод, который определяется специальным контроллером, и поднять колесо для вращения домкратом, чтобы оно не касалось земли.

Присоединить контрольный провод «Сигнал», если показатель «-«, тогда датчик скорости исправен. Заменить контрольку в данном способе может провод с лампочкой.3. Чтобы определить работу датчика, не обязательно снимать его с машины, для этого можно приподнять ее, как в предыдущем способе.

Как заменить датчик скорости

Замены датчика скорости – это достаточно простая процедура, которая не займет много времени, поэтому многие водители проводят ее самостоятельно.Чтобы заменить самостоятельно датчик скорости, необходимо следовать алгоритму процедуры:Аккумуляторную батарею нужно отсоединить от бортовой сетки и только после этого отсоединить ДС.

При этом рекомендуется в работе использовать два ключа – на «10» и на «21». В некоторых случаях понадобятся ключи другого размера, в зависимости от марки автомобиля.Необходимо максимально аккуратно (чтобы не повредить шток) открутить сам датчик. В случае если он не подлежит ремонту, нужно приобрести идентичный с равным количеством зубцов на шестерне.

Установка нового элемента происходит в обратном порядке. Шток устанавливается во втулку датчика, после – уплотнительное кольцо, предварительно обработанное маслом, а датчик скорости фиксируется на место.После монтажа нового прибора следует обнулить ошибки ЭБУ, в ином случае машина не будет считать замену датчика результативной.

На что обратить внимание

Перед началом процедуры по замене датчика скорости нужно отключить зажигание, поскольку наличие в цепи напряжения при подключении вольтметра может привести к замыканию и выходу из строя остальных элементов.Для того чтобы при снятии датчика скорости не столкнуться с дефектами штока, необходимо осуществить демонтаж привода спидометра.

Как продлить срок службы ДС

Устройство ДС не отличается особой сложностью, а его замену может самостоятельно произвести практически каждый автовладелец. Поэтому многие не уделяют этому устройству должного внимания, что в некоторой степени способствует его неисправности. В большей степени рискуют водители, которые практикуют езду на высоких скоростях, при этом установленный датчик скорости имеет пластиковый хвостовик, который при сильной вибрации быстро разбивается тросиком.

Нередко причиной неисправности может стать и сам тросик, поскольку он находится под воздействием факторов таких, как влага и реагенты, используемые для обработки дорог. Это разрушает его структуру: тросик теряет первоначальную эластичность, начинает трескаться и расслаиваться.

Чтобы не допустить его преждевременного перетирания, нужно регулярно обрабатывать его любым машинным маслом, закачивая шприцом под оплетку.Отдельное внимание стоит уделять хвостовику ДС в том месте, где соединяется сам датчик и трос. В случае если хвостовик пластиковый, он разбалтывается в ходе эксплуатации автомобиля, что приводит к тому, что его посадочное место становится разбитым.

Это приводит к тому, что ДС выходит из строя, а хвостовик ремонту не подлежит. Как результат – придется менять все устройство.Также следует знать, что контакты датчика скорости нуждаются в регулярной очистке, поскольку воздействие внешних факторов приводит к их окислению.

Ухудшение проводимости напряжения может привести к возникновению замыкания, которое выведет прибор из строя.Теперь каждый автовладелец может оценить значение датчика скорости в транспортном средстве, который помимо определения скорости также влияет на работу силового агрегата.