Как отрегулировать фары Способы регулировки света фар

Необходимость

Фары не просто так даны автомобилям, поскольку обеспечивают водителям отличную видимость в темное время суток. Это позволяет не терять контроль над ситуацией и своевременно принимать важные решения. При этом если световой пучок настроен не так как нужно, это представляет серьезную опасность для встречных водителей. Их может ослепить, что приводит к возникновению аварийной ситуации.

В то же время, если свет будет непосредственно вблизи транспортного средства, не далее нескольких десятков метров, то водитель не увидит всей картины, и большая часть дороги будет во мраке. А это не позволит в случае обнаружения препятствия на скорости, принять быстрое и верное решение.

По этой причине каждому автолюбителю желательно знать, как отрегулировать свет фар, чтобы при необходимости можно было провести настройку самому. Ведь никто не знает, когда это может понадобиться.

Основные причины нарушения освещения

Перед началом разговора о том, как осуществляется регулировка фар, стоит разобраться, какие фонари устанавливаются на машине. Различают три вида источников освещения:

  • близкое;
  • дальнее;
  • противотуманное.

Назначение фар ближнего света – освещать дорогу перед машиной на расстоянии 30 – 40 метров. При этом настраивание ближнего света фар осуществляется таким образом, чтобы они не слепили водителей, которые находятся за рулём встречного транспорта. Ближний свет используется чаще других, поскольку в пределах населённых пунктов использование дальнего освещения не допускается правилами дорожного движения.

Дальнее освещение используется водителями для того, чтобы обеспечить видимость объектов на расстоянии 130–150 метров. Как правило, оно применяется, чтобы рассмотреть издалека дорожные знаки и разметку. Учитывая повышенную яркость этого вида освещения, оно запрещено к использованию в населённых пунктах и тогда, когда водитель замечает появление встречного транспорта. Ослепление дальним светом часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий.

Противотуманные огни используются для того, чтобы обеспечить видимость в темноте во время дождя или тумана. Обычное освещение здесь помогает мало – луч отражается от частичек влаги, взвешенных в воздухе, и слепит того, кто за рулём. Поэтому используются фонари, расположенные ниже границы тумана и луч которых находится в жёлтой части спектра. Установка фар противотуманного типа даёт возможность обеспечить полноценный обзор дороги в непогоду.

Не в любой ситуации, когда нарушен свет фар, требуется тут же проводить их настройку. Необходимо сначала провести визуальную диагностику источников света – не исключено, что причина кроется на поверхности. В качестве основных причин можно рассмотреть следующие ситуации:

  • Самый распространенный случай – это помутнение рассеивателя. Большая часть светового потока не может преодолеть мутную поверхность фары, из-за чего его дальность существенно снижается. Решить такую проблему можно двумя способами: заменить полностью оптику (дорого и трудоемко) или выполнить полировку прозрачной поверхности (немного легче).
  • Что касается автомобилей старшего поколения, то у многих моделей конструкция оптики устроена так, что невозможно добиться желаемого освещения. Здесь не поможет ни полировка стекла, ни таблица регулировки фар ближнего света. Единственно возможный выход из ситуации – приобретение ксеноновых ламп.
  • Отрицательным образом сказывается и наличие конденсата внутри оптики. Он может появиться из-за трещин стеклянной или пластиковой поверхности фар либо в случае нарушения герметизации модуля. Тут выручит замена прозрачного элемента фары при помощи клея-герметика.
  • Из-за неисправного генератора свет может быть тусклым или АКБ не в состоянии выработать нужное напряжение, чтобы лампочки светили ярко. Здесь для проверки стоит использовать тестер.

Если перечисленные причины не были обнаружены или наоборот уже устранены, то следует задуматься над регулировкой.

Подготовительный этап

Настроить фары можно на сервисе, однако справиться с данным заданием под силу любому

Перед тем как отрегулировать сигнальные фонари на машине, нужно позаботиться о том, чтобы подготовиться к работе должным образом. Настройка света фар должна обеспечить требуемую точность, в противном случае эта процедура не будет иметь никакого смысла, вы только зря потратите время и силы.

Чтобы отрегулировать свет фар, вам придётся делать на стене пометки и чертить линии. Для этого запаситесь кусочком мела или скотчем, хотя мел в данной ситуации будет предпочтительней.

Перед тем как отрегулировать фары, убедитесь, что они расположены на рабочей высоте. Для этого проверьте следующие факторы:

  • Уровень давления воздуха в колёсах;
  • Равномерность давления воздуха в колёсах;
  • Исправность подвески;
  • Распределение всей нагрузки на колёса должно быть равномерным;
  • До отказа заправьте бак горючим.

На этом подготовительная фаза завершается и может начинаться настройка света фонарей. Это процедура, которая для всех марок автомобилей одинакова, и неважно, что имеется в виду – регулировка фар Форд Фокус 2 или регулировка фар ВАЗ 2110.

Есть машины, в которых ближний свет фар совмещён с дальним, и есть марки, где эти системы разделены. Разница заключается только в том, что в машинах с раздельной системой придётся каждый фонарь настраивать отдельно, в то время, как в совмещённой системе достаточно настроить ближний свет, дальний – автоматически становится на своё место.

Как советуют многие опытные водители, не стоит проводить настройку световых приборов без подготовки. В противном случае придется обратиться к специалисту. Суть подготовки сводится к созданию подходящих условий:

  1. Из багажника автомобиля удаляются все лишнее, за исключением штатного набора инструментов, домкрата, аптечки, знака аварийной сигнализации.
  2. Проверяется, накачаны ли шины, как говорилось ранее. Причем на всех колесах должно быть одинаковое давление в соответствии с указаниями производителя.
  3. Весь процесс регулировки ближнего света своими руками может пройти быстрее, если пригласить помощника, который должен обладать таким же весом, что и владелец автомобиля.
  4. Фары нужно очистить от загрязнений. И если обычная грязь убирается водой, то для удаления пятен масла или клея нужен органический растворитель (уайт-спирит, ацетон или сольвент).
ПОДРОБНОСТИ:   Как Проверить Генератор Авто Три Способа Проверки

Также потребуется найти ровную горизонтальную площадку со стеной. Она должна быть подходящей площади, чтобы расположить автомобиль на расстоянии 5-10 м от стены, выступающей в качестве вертикального стенда. Также пригодятся мелки либо малярный скотч и крестообразная отвертка.

Услуга СТО

как отрегулировать фары

Не все автолюбители, в особенности новички, в точности знают, как отрегулировать свет фар на своем транспортном средстве. Зачастую результат такой самодеятельности приводит к их неправильному свечению, а это довольно опасно, причем не только в для самого владельца автомобиля, но и прочих водителей, как правило, встречных. Они уже точно не обрадуются тому, что их слепят.

Настройка требует определенных знаний и умений. Однако при отсутствии опыта, подходящего помещения или места, а также при наличии каких-либо сомнений, лучше посетить СТО, где вся работа будет выполнена на профессиональном уровне.

Большинство станций имеют необходимое оборудование, которое позволяет более точно провести регулировку. Даже если автолюбитель сделал все вроде вполне удачно, все равно необходимо обратится к специалистам, которые проверят правильность настройки ближнего света фар. Если все сделано как надо, то в будущем можно спокойно делать работу, ни о чем не беспокоясь.

Первый способ регулировки

Все работы по корректировке освещения, независимо от способа, начинаем с настройки ближнего света. Пошагово этот процесс выглядит следующим образом:

  1. Устанавливаем машину на горизонтальной площадке, где мы решили осуществить процедуру корректировки фонарей.
  2. Подъезжаем вплотную к стене и останавливаем авто прямо возле неё.
  3. Мелом на стене отмечаем места, которые соответствуют центру машины и фонарей.
  4. Отмечаем расстояние от пола до каждого фонаря.
  5. Отмечаем расстояние от каждого фонаря до центра автомобиля.
  6. Проводим ниже на 5 сантиметров ещё одну линию.
  7. Отъезжаем на машине от стены, чтобы расстояние составляло 7,5 м.
  8. На стене проводим черту, которая соединит центры обоих световых источников.
  9. Через них вертикально проводим две прямые.
  10. Через центральную точку авто чертим горизонтальную прямую.
  11. После того как мы закончили с разметкой, начинается регулировка ближнего света – включаем его.
  12. Угол наклона фонарей будет соответствовать горизонтальной черте. А начало подъёма световой границы будет там, где пересекаются начерченные линии.
  13. Настройка выполняется при помощи двух винтов – они находятся под капотом на задней части каждого фонаря. Луч располагаем таким образом, чтобы он был чуть ниже метки центра светового источника на стене.
  14. Дальний луч настраивается, чтобы центр луча попадал в центр начерченной на стене разметки.

Расположение регулировочных винтов вы можете увидеть на рисунке 1.

Настройка ближнего света вторым методом происходит на такой же горизонтальной площадке, упирающейся в вертикальную стену. Перед тем как отрегулировать ближний луч, убедитесь в том, что высота фонаря соответствует среднему положению. Для этого проверьте следующие факторы:

  • Одинаковое давление воздуха в шинах;
  • Состояние подвески;
  • Равномерность распределения нагрузки;
  • Полную заправку бака горючим.

Следующий процесс настройки можно изобразить в виде отдельных шагов, чтобы было понятней:

  1. Отмечаем на стене точки, которые будут отвечать центрам лампочек.
  2. Через них проводим горизонтальную ось.
  3. На 12 сантиметров ниже оси проводим параллельную ей прямую.
  4. На 22 сантиметра выше оси проводим вторую параллельную прямую.
  5. Регулятор освещения устанавливаем на нулевое положение.
  6. Оперируя регулировочными винтами, добиваемся такого положения, чтобы луч верхней границей касался нижней горизонтальной линии.
  7. Боковая часть светового пучка идёт из точки пересечения нижней линии и вертикальной оси лампы. Если это не так, корректируем положение при помощи регулировочного винта.
  8. Для дальнего освещения также отмечаем центры фонарей и проводим через них вертикальные прямые, которые пересекутся с линией на 5 см выше. Луч корректируем под начерченную на стене разметку.

схема настройкиВыбирается совершено ровная площадка, ограниченная стеной, не имеющей выступов, углов и неровностей. Желательно наличие угла в 90 градусов между плоскостями площадки и стены. Следует подъехать к стене вплотную, затем отмечаем на её поверхности центр машины и оси ламп.

Отступив от проведённой линии 50 мм вниз, проводим ещё одну линию. Теперь машину отводят от стены на расстояние 7,5 метров. Через центры ламп, отмеченные на стене, проводятся вертикальные линии. Такую же линию надо прочертить через отметку центра автомобиля.

Выполнив разметку трафарета на поверхности стены, надо включить ближний свет и произвести непосредственно настройку. При этом угол наклона ламп должен полностью совпадать с горизонтальной линией. А то место, где начинается подъём света вверх, непременно должно совпадать с пересечением линий.

Для получения идеального пучка света необходимо производить настройку, подкручивая регулировочные винты, расположенные на тыльной части фары. Пучок света на стене должен находиться несколько ниже отметки, соответствующей центрам фар. В тех случаях, когда в фарах автомобиля ближний и дальний свет совмещаются, достаточно произвести настройку дальнего света, и ближний выставится в автоматическом режиме.

ПОДРОБНОСТИ:   Как промыть систему охлаждения двигателя 4 способа очистки радиатор двигателя

На тех машинах, где системы дальнего и ближнего света раздельные, настройка каждого пучка света производится отдельно. При этом и разметка стены будет несколько иной. Если ближний свет настраивается так, как описано выше, то пучок дальнего света размещается таким образом, чтобы он точно совпадал с центральной разметкой фар. И в этом случае появляется необходимость в использовании специального оборудования.

В отличии от первого метода, при совпадении всех прочих условий расстояние от автомобиля до стены увеличивается до десяти метров. Чтобы регулировка была произведена с максимальной точностью, следует произвести предварительную подготовку машины:

  • подкачать до нужного уровня давление в колёсах;
  • проследить, чтобы бензиновый бак был полным;
  • подыскать помощника, примерно соответствующего по весу водителю.

На стене отмечаются точки, соответствующие центру ламп на автомобиле, на расстоянии друг от друга, идентичном фактическому. Затем эти две точки соединяются и проводятся ещё две линии:

  • одна ниже на расстоянии 12 см;
  • другая выше на 22 см.

Выполнив разметку, как описано выше, надо выставить регулятор, корректирующий ширину освещения в нулевую точку. Вторая линия должна при этом стать верхней границей светового пятна. При этом точки, в которых будут пересекаться световые потоки, должны располагаться на оси О. Водителю в процессе регулировки необходимо следить за тем, чтобы дополнительный винт оставался нетронутым.

Процесс настройки

Дальний свет

В автомобилях с разделенной системой главного освещения, схема регулировки фар в режиме дальнего света будет немного отличаться от выше указанной. Ближний режим регулируется по линии В, а ореол пучка дальнего света должен располагаться на пересечении линий H и D.

Измерьте расстояние от места установки ПТФ до земли. Проведите вертикальную линию на отражательной плоскости. Расположите автомобиль в 8 метрах от стены.

Верхняя граница пучка противотуманок должна располагаться на 100 мм ниже чем уровень расположения лампочки. Как и в случае с приборами главного освещения, регулировка фар ПТФ своими руками требует лишь внимательности к соблюдению нормативов.

Комплексный метод

Согласно следующего предписания, настройку главного света, а также ПТФ можно осуществить своими руками за один прием.

Свет дневных ходовых огней призван обозначать ТС, а не освещать дорожное полотно. Поэтому площадь рассеивания светового пучка зависит от места установки. Если ваш автомобиль не был укомплектован ПТФ с завода, но вы установили их своими руками, то регулировка фар дневного света должна происходить в момент инсталляции. Самые важные параметры регулировки:

  • пучок должен рассеиваться параллельно дорожному полотну;
  • в горизонтальной плоскости допускается площадь освещения до 40º;
  • в вертикальном направлении 20º.

Для более детальной информации смотрите установочные нормы по ГОСТ Р 41.48-2004.

Важные нюансы

Регулировка фар своими руками осуществляется с учетом следующих рекомендаций:

  • давление в шинах должно соответствовать норме для вашего авто, бак полностью заправлен, в багажнике комплект вещей, которые обычно находятся в машине (запаска, аптечка, набор инструментов и прочие);
  • если автомобиль оснащен электрическим корректором отражателей, установите его перед настройкой в нулевое положение;
  • лучшего результата можно добиться, регулируя фары с каждой стороны поочередно. Противоположную сторону можно прикрыть светонепроницаемым материалом;
  • для большей точности, во время регулировки на пассажирском месте должен сидеть человек, вес которого близок к весу водителя;
  • положение отражателя в большинстве автомобилей настраивается механическими корректорами. Один из них отвечает за вертикальный наклон, другой за горизонтальное направление;

Регулировка фар должна осуществляться при каждом вмешательстве в расположение светотехники. Поданный материал поможет проделать процедуру своими руками.

Если же есть уверенность в своих силах, то можно попробовать сделать всю работу самостоятельно. При этом обычно используется стандартная схема по настройке автомобильной оптики. Тем не менее, ряд производителей источников освещения могут предложить свой алгоритм. При этом схему можно найти в личной документации к автомобилю или лампам.

Рассмотрим универсальный вариант, который может подойти ко всем моделям автомобилей. Но для начала стоит упомянуть некоторые нюансы, о которых не следует забывать.

Нюансы регулировки

Прежде чем приступить к самостоятельной настройке фонарей, нужно убедиться в том, что основные элементы и агрегаты автомобиля работают правильно.

Учтите, что на направление света влияют следующие факторы:

  • давление в колесах автомобиля;
  • состояние амортизаторов;
  • нагрузка на подвеску, в частности, речь идет о распределении нагрузки на ходовку.

Если в ходовой части имеются неполадки, которые влияют на направление светового пучка, то скорей всего, корректировка будет выполнена неверно.

Фары ближнего и дальнего света

Как правильно откорректировать осветительный поток:

  1. Для начала автомобиль нужно подогнать к стене, на которую уже нанесена разметка.
  2. Убедитесь в том, что шины автомобиля нормально накачаны, также на водительское сиденье следует поставить вес около 75 кг для имитации нахождения водителя в авто. Также машину следует покачать из стороны в сторону, это позволит снять нагрузку с амортизаторов.
  3. Далее, включите ближний свет — с учетом схемы разметки вам нужно добиться наиболее оптимального и правильного светового пучка. Для корректировки вращайте регулировочные болты, которые находятся под капотом, с обратной стороны фар. На многих авто используются специальные корректоры, расположенные в салоне машины, обычно слева на центральной консоли. Вам необходимо сделать так, чтобы расположение осветительного потока было ниже центральной точки.
  4. Если в вашем автомобиле ближнее и дальнее освещение не является совмещенным, то регулировать придется отдельно. В этом случае регулировка ближнего света выполняется аналогично. А в случае с дальним освещением осветительный луч должен попадать непосредственно на центр разметки (видео опубликовано каналом Test Lab тесты Автоламп).
ПОДРОБНОСТИ:   Регулировка клапанов ВАЗ 2107 своими руками (видео фото) - Самостоятельный ремонт авто

Если говорить о настройке противотуманных фонарей, то при отсутствии оборудования для корректировки нужно будет регулировать положение непосредственно самих фар. Для выполнения этих действий потребуется нанести разметку, а также ослабить болты, которые крепят корпус фонарей к бамперу транспортного средства.

Подробнее о том, как отрегулировать противотуманную оптику:

  1. Сначала машину следует подготовить. Как мы уже сказали, для этого накачайте все колеса, в багажник положите инструменты и запасное колесо, а также положите на место водителя груз весом около 70-75 кг.
  2. Автомобиль следует поставить перед поверхностью с разметкой. В данном случае расстояние от транспортного средства до стены должно составить около пяти метров.
  3. После этого необходимо включить противотуманные фонари. Одну из фар сначала следует закрыть куском картона. Чтобы добиться наибольшей эффективности свечения, верхняя часть осветительного потока фары должна быть расположена приблизительно в 10 см от центра оптики, вернее, от того места, где он проецируется. Аналогичным образом выполняется корректировка второй фары.

Перед выполнением регулировки ближнего света фар нужно проверить, накачаны ли колеса, как то предусматривают технические требования. Транспортное средство должно быть нагружено равномерно, чтобы не было перегрузки на одну из осей. Что касается узлов и агрегатов подвески, то они должны быть без дефектов, из-за которых автомобиль может быть завышен или занижен относительно дороги.

Как отмечает большинство производителей транспортных средств, машину стоит заправить на полбака. Сами лампы тоже должны быть целыми, при наличии каких-либо дефектов регулировка невозможна. Также важно, с какой стороны находится руль, так как если это праворульная модель, то здесь применяются отличные лампочки.

Как правильно настроить ближний свет в этом случае? Совмещенная лампа может обеспечить как ближний, так и дальний свет. С раздельным фонарем все понятно – каждый отвечает только за ближнее или дальнее освещение. Регулировка раздельных ламп производится по отдельности, а совмещенные по ближнему освещению.

Заключение

Самостоятельная корректировка световых источников автомобиля – задача интересная, однако не совсем простая. Эта процедура требует предельной внимательности и аккуратности, поскольку от неё зависит ваша безопасность на дороге. При этом важно понимать, что настройка в автосервисе с применением профессионального оборудования даст больше гарантий правильного результата.

Как отрегулировать фары Способы регулировки света фар

Как показывает практика, новички проходят настоящее испытание, а вся процедура может затянуться на час, если не больше. Однако это не означает, что настройка автомобильной оптики является невыполнимой работой. С течением времени приходит опыт и сноровка, что позволяет снизить продолжительность до нескольких десятков минут (оптимально – полчаса).

Но, несмотря на легкость процесса, от владельца транспортного средства требуется предельная концентрация внимания. Причем нужно помнить о риске повредить регулировочные винты фар. Если ничего не страшит, то можно смело браться за регулировку ближнего света фар. В ином случае лучше воспользоваться услугами профессионала.

Нанесение разметки

На стене нужно провести вертикальную линию, которая должна приходиться на центральную ось симметрии автомобиля. По обе стороны от нее нужно начертить еще две тоже вертикальные линии, которые будут совпадать с центром фар.

Теперь для регулировки ближнего света фар нужно начертить горизонтальную линию, которая должна располагаться на высоте, равной расстоянию от центра фар до поверхности земли. Ниже нее на 50 мм будет вторая горизонтальная линия. А ниже второй границы на 100 мм следует расположить третью линию.

После подготовки стенда можно переходить непосредственно к регулировке световой оптики.

Технология проверки фар

Транспортное средство располагается на определенном расстоянии от стенда проверки, что указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. После этого включается ближний свет.

Теперь, закрывая по очереди каждый фонарь непрозрачным материалом (хорошо подходит картон или фанера), проверяется расположение светового пятна. Верхняя граница должна соответствовать второй линии на разметке. Что касается границы противотуманных фар, то она не должна быть выше третьей линии.

Способы восстановления отражателей фар

Регулировка фар на ВАЗ 2110

Иногда возникает необходимость восстановить отражающие свойства рефлектора фары. В этом случае можно прибегнуть к одной из нескольких методик:

  • использование металлизированного скотча;
  • наклеивание зеркальной пленки;
  • покрытие хром-краской.

Фольгированный скотч с глянцевой металлизированной поверхностью продается в любом строительном магазине. Восстановление отражателей фар с его помощью хорошо тем, что в отличие от обычной фольги, он в меньшей степени мнется, но не исключается появление заломов.

Внешний вид пленки «Оракал №351» напоминает хромированную поверхность и отличается гибкостью и эластичностью. За счет этого ею удобно оклеивать различные неровности.

Перед тем, как наносить скотч или пленку поверхность отражателя нужно очистить и обезжирить. Потом нарезать из материала фрагменты произвольного размера, после чего приступать к наклейке. Только для пленки лучше предварительно из бумаги сделать шаблон.

Восстановление отражателей фар при помощи хром-краски не сулит ничего сложного. Не надо ничего резать. Все, что нужно, – это на очищенную поверхность нанести содержимое баллончика (одного вполне достаточно). На просушку уходит 1,5-2 ч., после чего рефлектор готов к работе.