Маркировка колесных дисков — расшифровка

Важность соблюдения размера

В технической документации, сопровождающей любое транспортное средство, фирма-изготовитель обязательно указывает рекомендованные размеры дисков. Обычно водителю транспортного средства предоставляется для выбора один-два.

Такие ограничения связаны с тем, что все эксплуатационные характеристики авто, заявленные производителем, должны соответствовать указанным. А это возможно только, когда на транспортное средство устанавливаются диски рекомендованных производителем размеров.

Следует заметить, что на большинство динамических характеристик авто (а некоторые из них напрямую связаны с безопасностью) существенно влияют параметры колесных дисков.

Желание любого автовладельца использовать в автомобиле всё самое лучшее – вполне понятно. Но, если по использованию в авто аудиосистемы или чехлов вопросов обычно не бывает, так как их применение определяется обычно личными предпочтениями, то с колёсами дело обстоит иначе.

Всё, что может непосредственно повлиять на режимы движения, безопасность и надёжность машины, оцениваться должно только лишь с точки зрения возможной допустимости установки на автомобиль. Именно такой оценке и должны подвергаться колёсные диски, оказывающие непосредственное на поведение автомашины на дороге.

Колёсные диски относятся к категории неподрессоренной массы, которая в процессе передвижения оказывает прямое влияние на поведение автомобиля. От их правильного выбора всецело зависит и динамика разгона, и управляемость авто, и надёжная работа подвески.

Чтобы провести правильный выбор колёс, обеспечив тем самым длинную жизнь и безопасность своего авто, принята стандартная маркировка колёсных дисков, а заводами-изготовителями автомобилей, в инструкции по их эксплуатации указывается, какие именно возможно устанавливать на автомашину.

Кроме уже описанной маркировки дисков, может быть дополнительно указано:

  • присоединительные размеры — PCD;
  • максимальная нагрузка на один диск — MAX LOAD;
  • дата выпуска, обычно это год и неделя;
  • соответствие международным правилам;
  • а также способ изготовления диска, например — кованый «FORGET».

Колёсный диск не стоит считать незначительным пустяком и выбирать его, в соответствии с цветом салона. При выборе дисков для колёс надо рекомендациям автоизготовителя, а если у Вас возникнут затруднения с этим вопросом, то можно обратиться за помощью в наш автосервис в Севастополе Компании «Gala Motors», где наши автомеханики с удовольствием помогут Вам.


Кроме того, на покрышках также есть своя маркировка и о расшифровке надписей на шинах колёс мы рассказывали ранее в соответствующей статье «Расшифровка надписей на шинах колёс автомашин».

Что ещё интересного в маркировке колёсных дисков?

Может произойти не только очень быстрый износ покрышки или движущих компонентов, но и их деформация прямо во время езды. А это может привести к аварии.

В отличие от большинства распространенных поломок легковых автомобилей (например, глохнущего мотора), открепление колесного диска во время езды на большой скорости несет непосредственную угрозу жизни владельцу транспортного средства и другим участникам дорожного движения.

Цифровое обозначение автомобильных дисков имеет следующий вид: 8,5 J х 15 Н2 4х100 ЕТ40 d54.1 При этом каждая цифра и буква является важным параметром, который следует учесть при выборе дисков на авто, а также подбирая резину.

Ширина обода (Rim Width)

Цифра 8,5 обозначает посадочную ширину шины. В европейской маркировке она всегда в дюймах и определяет расстояние между его внутренними краями. Ее необходимо учитывать при выборе покрышек. Оптимально, когда параметр находится в среднем диапазоне размера шины.

ПОДРОБНОСТИ:   Какие размеры дисков и шин подходят на ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110

Тип кромки обода (Flange)

Для обозначения конфигурации закраины обода принята одна или две латинские буквы: P, D, B, K, JK, JJ, J, E, F, G, H. Она характеризует определенные параметры, например:

  • величину высоты кромки;
  • градус наклона;
  • форму полки пр.

Однако для водителя это ни о чем не говорит. Важно знать, что к спорткару подходит обод с обозначением К, для легкового авто – J, для внедорожника следует выбрать обод с маркировкой JJ.

Разъемность (неразъемность) обода

Символ «х» говорит о том, что обод выполнен по неразъемной конструкции. Однако если встречается знак «-«, то это значит, что обод предназначен для установки специальных пневматических (эластичных) шин. Последние отличаются от неразъемных такими побочными эффектами, как большой вес, плохая герметизация и более низкая прочность.

Диаметр обода (Rim Diameter)

15 – один из наиболее важных параметров, на которые обращают внимание при выборе шин в первую очередь. Он обозначает монтажный диаметр колесного диска. Для всех транспортных средств этот показатель может варьировать, ограничиваясь высотой покрышки и размером передней (задней) арки автомобиля.

Кольцевые выступы или подкаты (Hump)

Форма подкатов препятствует прохождению воздуха при установке бескамерных шин. Н2 обозначает, что на данном диске есть два хампа. Они находятся на внутренней части обода. Если нанесен только индекс Н, то обод оборудован только одним выступом. Можно встретить также следующие индексы FH (плоская форма подката), AH (асимметричный подкат).

Расположение крепежных отверстий (Pitch Circle Diameter)

Цифры 4х100 обозначают сразу два параметра. Первое число указывает количество отверстий под крепеж диска к ступице, а 100 – расстояние в миллиметрах между расположенными с противоположных сторон осями болтов.

Если определить количество отверстий можно визуально, то расстояние между ними необходимо измерять. Разница иногда может составлять всего 2 мм.

Вылет диска (ET, Einpress Tief)

Вылет диска – это расстояние от плоскости ступицы до наружной части диска, проходящее через его середину. Или, другими словами то, насколько колесо будет выходить наружу за плоскость арки. Эта величина измеряется в миллиметрах. Следует учесть, что показатель может быть также и отрицательным, например, ЕТ-32.

Этот параметр следует подбирать, исходя из рекомендаций производителя. В экстренной ситуации неправильно подобранный диск может быть подвержен значительным нагрузкам и механической деформации.

Диаметр посадочного отверстия (Hub Diameter, DIA)

D60 – эта величина указывает, что диаметр посадочного отверстия обода равно 60 мм. Он должен соответствовать диаметру посадочного отверстия на авто. Каждый производитель старается стандартизировать эту величину, однако диаметр зависит от класса авто.

Правильный подбор диска может улучшить проходимость и устойчивость авто. Такое случается если, например, увеличивают ширину диска. Но есть и обратный эффект от модернизации. Она может привести к более длинному тормозному пути (в случае установки диска, имеющего вес больше стандартного) или уменьшению диапазона угла поворота колес (при установке обода, имеющего больший радиус). Поэтому при замене стандартного диска на иной, лучше следовать рекомендациям производителя.

Необходимость в понимании этого возникает каждый раз, когда у владельца машины появляется нужда в замене колёс. Данная маркировка колёсных дисков является единообразной во всём мире, и одинаково распространяется, что литые, штампованные или кованые диски, применяющихся для всех транспортных средств, имеющих колёса.

ПОДРОБНОСТИ:   Замена воздушного фильтра Тойота Камри V50 Фото инструкция как поменять воздушный фильтр Камри V50

Маркировка будет более понятной, если для её расшифровки использовать приведённый нами рисунок. В качестве примера давайте рассмотрим такой вариант маркировки, как 7,5Jx15H25x100ET40d54.1. А каким образом он соотносится с конструкцией колёсного диска, смотрите на рисунке справа:

  • Первая в маркировке – посадочная ширина, в нашем случае это 7,5 дюйма, обозначающая ширину обода колеса, в том месте, где монтируется шина. Если ширина покрышки и диска не соответствуют друг другу, то возникнут трудности с установкой шины и снизятся эксплуатационные характеристики всего колеса в целом.
  • Следующее значение в нашем примере J — тип закраины обода, обозначающий её конструкцию, форму и высоту. Её типы могут быть совершенно разными – JJ, JK, B, K и т.д. Обычно, для легкового авто используется тип J, тогда, как закраина JJ применима для автомашин с полным приводом. Тип закраины оказывает влияние при балансировке на установку грузиков, а также имеет непосредственное отношение к смещению шины на диске в экстремальных условиях эксплуатации. Учтите, что геометрия закраин и их контуры разнятся у легковых и грузовых авто.
  • Далее «х» — символ, означающий, что конструкция диска неразъёмная, то есть, что диск представляет собой один элемент. Диски с таким символом предназначены для легковых авто, для монтажа покрышек с эластичными бортами., их используют для легковых авто. А вот символ «-» означает разъемный обод для грузовиков и автобусов, так как шины для них жёсткие и их невозможно монтировать через край обода диска.
  • Следующая цифра «15» означает диаметр диска в дюймах, без учёта закраин.
  • Далее: «Н2» – это индекс хампов, вдоль всего выступа кольца закраин колёсного диска. Они предназначены для фиксации бортов бескамерной шины в поворотах, не допуская разгерметизацию всей конструкции. Возможны, конечно и другие обозначения, а также кроме того и даже полное отсутствие хампов.
  • Следующая надпись в нашем примере — «5х100» являет собой количество крепёжных отверстий (5) и диаметр окружности этого крепежа (100).
  • Вылет диска «ET40», в нашем примере, измеряемый уже не в дюймах, а в миллиметрах. Представляет собой расстояние между привалочной плоскостью крепления диска в ступице колеса и вертикальной осью симметрии колёсного диска. Что это понять – смотрим рисунок рядом.
    Вылет обода колёсного диска
    Вылет диска очень важный параметр, требующий внимательного отношения к его соблюдению, так как под этот параметр автопроизводителем рассчитывается рулевой механизм и подвеска авто. Он может иметь как отрицательное значение, так и положительное. Например, уменьшение значения вылета диска влечёт за собой выступание колёс из арок, при этом ширина колёсной базы (колея) становится шире. А, вот увеличение значения вылета диска ET ведёт к её уменьшению. Учтите, что несоблюдение заданного автопроизводителем значения вылета диска, в любом случае влечёт за собой изменение усилий, прикладываемых к подвеске автомашины, негативно отражаясь на также на безопасности авто и его надёжности.
  • И, последнее: «d54.1» — диаметр центрального отверстия, должен совпадать с диаметром посадочного отверстия на ступице колеса.

Стоит разобрать маркировку на отдельно взятом изделии. Например, выполнить расшифровку размеров дисков на Валдай. Есть вот такое обозначение — 17х6 6х222,25 Et115 Dia160. Здесь первым идёт диаметр диска в дюймах. За ним следует ширина, под которую подбираются шины.

Затем следует количество болтов и диаметр, на котором они размещены. Это 6 и 222,25 соответственно. Et115 — это вылет диска. В этом случае он означает, что ось симметрии отстоит от плоскости крепления на 115 мм внутрь. То есть, диск выпуклый.

ПОДРОБНОСТИ:   Тормозные диски на Киа Рио 3: выбор и замена

Dia160 — диаметр центрального отверстия в миллиметрах.

Диаметр центрального отверстия

В расшифровке размеров диска за символом конструкции бортовых закраин следует числовое значение диаметра в дюймах. Также является одним из основных параметров. Изменение диаметра диска в большую сторону может изменить и размеры используемой шины. А это, в свою очередь окажет воздействие на управляемость на трассе.

Измеряется в миллиметрах и обозначается буквами и цифрами. Например, так — d85. При расшифровке размеров диска стоит обратить особое внимание.

Вылет

Данный параметр состоит из цифр и литер. Может быть таким — ET20. Если кратко, то означает расстояние между плоскостью диска и осью симметрии. Может быть отрицательным и положительным. Первый вариант визуально сделает диск более выпуклым относительно автомобиля. Второй — углублённым.

Значительное изменение вылета диска оказывает влияние на смещение рулевой оси, увеличивает износ подшипников и в некоторых случаях ухудшает управляемость. Производители авто строго регламентируют размер допустимого вылета и грубо нарушать его — значит ударить по некоторым параметрам автомобиля, которые могут и ухудшиться.

Дополнительные параметры

При расшифровке размеров дисков могут использоваться и другие характеристики. Например, максимальная нагрузка на диск. На легковых автомобилях используются диски с запасом прочности, которого должно хватить для его нужд. Но если окажется так, что он будет переставлен на технику другого типа, например, внедорожник, то ближайшая небольшая ямка может повредить диск.

Обычно нагрузка указывается в фунтах. Чтобы получить из них килограммы нужно разделить имеющееся значение на 2,2.

При расшифровке размеров литых дисков и последующей установке, он может не подойти к автомобилю. Такое состояние называется Х-фактором. И связано оно с тем, что литые диски могут быть самой разнообразной формы, при этом полностью соответствуя заявленным и необходимым размерам.

Как правильно выбрать диск?

Помимо технических характеристик, на выбор могут повлиять и эстетические свойства, а также способ изготовления.

Внешний вид выбирается исходя из личных предпочтений. Кому-то нравится больше спиц, кто-то любит меньшее количество лепестков.

Также стоит знать, что диски делятся на две большие категории: стальные и легкосплавные.

Стальные или штампованные производятся из листа металла, соединяемого впоследствии с помощью сварки. Такой подход позволяет значительно удешевить выпуск продукции. К тому же, стальные диски легче ремонтировать и восстанавливать. Хотя требуется это довольно редко, так как обладают они хорошей прочностью.

Легкосплавные диски обладают небольшой массой. Процесс их производства позволяет создавать самые разнообразные формы и дизайн. Обходятся они немного дороже, но в результате эстетика и практичность выводят такие диски далеко вперёд.

Легкосплавный вид также в свою очередь делится на две категории: литые и кованые. Первый вид имеет зернистую структуру, что придаёт хрупкость изделию. Это известная проблема литых дисков. При длительной эксплуатации по неровным дорогам они имеют свойство раскалываться.

Кованый же диск обладает волокнистой структурой, что даёт особую пластичность и не позволяет диску образовывать сколы и трещины. Деформировать или разрушить его очень сложно.