Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107

Причины износа маслосъемных колпачков

Такие маслосъемные колпачки в ходе длительной эксплуатации, вследствие перепада температурных режимов, теряют свои физически свойства, такие, как упругость и мягкость, становятся «деревянными» и подлежат замене.

Требуемая замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 в среде мотористов не считается работой повышенной сложности, при известной степени ловкости и владения слесарными инструментами она подвластна любому автолюбителю. Тем более, что при таком ремонте применяется набор инструментов, использование которого необходимо при замене прокладочной накладки ГБЦ.

У опытных «водил» оно имеется в наличии, но если автолюбитель не найдет его у соседей по гаражам, то его можно купить в специализированной торговой точке по продаже запчастей. Также при производстве этого вида работ не обойтись без медицинского пинцета, который потребуется для извлечения сухарных элементов клапанов, специальной металлической насадки для установки маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 способом запрессовки, круглогубцев, припоя для фиксирования клапанного элемента и некоторых других обычных слесарных инструментов.

Признаки протекания масла через штоки клапанов

Новые сальники клапанов упругие и мягкие, эластичные, крепко обжимают клапан, не допуская попадания смазки в камеры сгорания. В зависимости от того, какой срок эксплуатации у двигателя, колпачки меняют свои свойства.

Воздействие различных температур – например, при прогреве зимой сальники могут за несколько минут претерпеть нагрев более чем на сотню градусов.

Именно это условие и определяет степень износа колпачков. Они становятся твердыми, начинают пропускать масло и не выполняют свои прямые обязанности.

Производится замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 своими руками довольно просто – не нужно иметь образование моториста, достаточно выполнять все работы аккуратно. Из специального инструмента вам потребуется:

  1. Рассухариватель клапанов – для сжимания пружины.
  2. Оправка для установки сальников.
  3. Съемник или плоскогубцы для извлечения старых колпачков.
  4. Прут из мягкого металла для фиксации клапанов в цилиндрах двигателя.

Все это должно быть у вас в наличии, если занимаетесь ремонтом ВАЗ 2106 самостоятельно. В противном случае постепенно все приспособления покупаете в магазинах.

При проникновении в места высокого температурного режима масло сгорает, тем самым превращаясь в дым голубоватого оттенка. Если появление масла в месте высокой температуры случается именно через отверстия, в которых двигаются клапаны, дым появляется в момент запуска двигателя и прекращает с его прогревом.

При этом может обнаружиться излишний расход масла, а также появляется на свечах маслянистый налет.

Необходимый инструмент и детали.

  • Рассухариватель (съемник клапанов).
  • Динамометрический ключ.
  • Оловянный пруток.
  • Отвертка.
  • Непосредственно сами маслосъемные колпачки.

Инструкция.

  1. Слейте немного тосола – литра 2.
  2. Демонтируйте воздушный фильтр вместе с его корпусом.
  3. Снимите крышку ГБЦ.
  4. Чтобы исключить падение колпачка в цилиндр при его рассухаривании, установите положение 1 и 4 цилиндров в положение ВМТ: поворачивайте коленвал, пока метка распределительного вала не совпадет с меткой (приливом), нанесенной на корпус его подшипников.Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107
  5. Отпустите гайку натяжителя цепи где-то на пол оборота. Освободите ведомую шестерню, снимите ее с вала и привяжите проволкой к кузову авто, чтобы та не обвалилась в картер вместе с цепью, так как достать ее в таком случае будет крайне сложно.

Далее работы могут осуществляться 2 способами: на снятой ГБЦ (для этого просто отсоедините 2 патрубка и 10 болтов ее удерживающих) либо на собранном двигателе. Технология у них одна, просто, как говорится, кому как удобнее.

Продолжаем…

  1. Выкрутите свечи и вставьте в свечное отверстие пруток из мягкого металла – он удержит клапан от падения, когда вы будете распрягать пружины.Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107
  2. Напротив клапана, который будет рассухариваться, установите рассухариватель и зафиксируйте его на шпильке.
  3. Сжимайте рассухаривателем пружину до тех пор, пока сухари не начнут свободно сниматься со штока клапана.Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107
  4. Демонтировав пружины и опорные шайбы, аккуратно снимите сальник (маслосъемный колпачок) при помощи отвертки или пинцета.Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107
  5. Установите новый сальник на место старого, предварительно смазав его рабочую поверхность и шток клапана моторным маслом.Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107
  6. Верните на место пружины, опорные шайбы и тарелку пружин.
  7. Переходите к следующему цилиндру и осуществите все те же действия, не забыв повернуть в нужный момент коленчатый вал так, чтобы те цилиндры, с которыми вы будете работать находились в ВМТ.
  8. После замены всех колпачков верните коленчатый вал в исходное положение, натянув тем самым цепь привода ГРМ, и осуществите сборку всех ранее снятых деталей.
  9. Последним действием верните на свои места крышку ГБЦ и воздушный фильтр.
ПОДРОБНОСТИ:   Mitsubishi Pajero Sport ремонт тормоза: замена колодок || Замена задних тормозных колодок на Mitsubishi Pajero Sport инструкция как поменять тормозные колодки своими руками Митсубиши Педжеро Спорт

Необходимая подготовительная часть по замене маслосъемных колпачков проводится по следующему сценарию:

  1. Демонтируем крышку ГБЦ.
  2. Прокручивая коленвал, проводим совмещение рисок на приводной звездочке распределительного вала мотора с риской на крышке подшипников вала распределения работы клапанного механизма. Это даст возможность выставить позицию 1 и 4 цилиндров в верхней мертвой точке и исключить возможность выпадания клапанов при снятии установочных сухарей.
  3. Снимаем корпусную часть, т.н. « постель» подшипников распределительного вала вместе с изделием, обязательно фиксируем звездочку с цепью, чтобы эти детали не провалились в отдел движения цепной передачи.
  4. Приступаем к выполнению технологических операций по замене маслосъемных колпачков.
  5. Т. к. ВМТ 1 поршня выставлена, выкручиваем свечу 1 цилиндра, демонтируем приводной клапанный рычаг, снимаем пружинный элемент рычага, для чего отводим ее в боковую плоскость.
  6. Затем ослабляем крепеж болта-регулятора, демонтируем его с последующим помещением на его место съемника для проведения работ по сжатию пружинных элементов клапанов. Не все съемники конструктивно устроены одинаково, поэтому каждое приспособление адаптировано под различные упорные точки, для определения которых необходимо предварительно ознакомиться с инструкцией по применению приспособления.
  7. В посадочное место для свечи зажигания вставляем припой с оловом и канифолью для удержания клапанного элемента при проведении снятия сухарей.
  8. Затем съемником для сжатия приводим пружину в соответствующее состояние, при котором сухарные элементы освобождаются от крепления. Бывают случаи, когда сухари прикипают в поверхности стенки. В этом случае, необходимо постукиванием молотка по съемнику добиться их свободного положения, после чего аккуратно достать их медицинским пинцетом. На этом этапе процесс рассухаривания закончен.
  9. В окончании демонтажа необходимо снять пружины внутреннего и внешнего крепления, освобождаемся от ее тарельчатого элемента и стопорные шайбы.

Качественная установка маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 проводится в следующем порядке:

  1. Производим монтаж зажима цангового типа на клапанный элемент и, слегка постукивая слесарным молотком, снимаем колпачок, бывший в употреблении, с ножки клапана. После демонтажа старого маслосъемного колпачка заменяем его на новое изделие и устанавливаем, предварительно произведя его смазку моторным маслом, на прежнее место с помощью оправки, действуя при этом очень аккуратно. Восстанавливаем позицию пружинных элементов и других компонентов и проводим аналогичную работу с 4 цилиндром.
  2. Затем производим вращение коленчатого вала для вывода 2 и 3 цилиндра в ВМТ и производим установку маслосъемных колпачков на клапанах этих цилиндров.

После финиша в установке маслосъемных колпачков опять проворачиваем коленчатый вал в начальную позицию и ставим все детали ГРМ в первоначальную позицию. Проводим монтаж всего навесного оборудования двигателя в обратном порядке, выверяем корректный зазор клапанов и устанавливаем нормальное натяжение цепной передачи.

Сама по себе замена маслосъемных колпачков клапанов не представляет из себя ни чего сложного, для выполнения работ по ремонту вам потребуются теже инструменты, что и при замене прокладки головки блока цилиндров и плюс в добавок еще вам потребуется специальное приспособление для сжатия пружин клапанов, если у вас такого нету, то его надо будет приобрести в ближайшем магазине автозапчастей, выглядит такое приспособление как на рисунке ниже.

Так же вам будет необходим для работы пинцент для извлечения сухарей, круглогубцы, специальная оправка, которая используется для запресовки маслосъемных колпачков и кусочек оловянного припоя для фиксации клапана. С необходимым набором инструментов разобрались, теперь перейдем к правильной последовательности действий.

  1. Первое, что вам необходимо сделать это избавиться ну не в прямом конечно смысле от крышки головки блока, о том как это делать смотрите раздел «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров«.
  2. Теперь вам необходимо совместить метки на звездочке привода распредвала с меткой на крышке подшипников распредвала, данный ход вам позволит установить поршни первого и четвертого цилиндров в ВМТ и тем самым предотвратить падение клапанов при рассухаривании.
  3. Произведите снятие корпуса подшипников распредвала вместе с валом, при этом незабудьте зафиксировать цепь со звездочкой от падения, как это сделать мы говорили в статье «Замена прокладки головки блока цилиндров«.

Все теперь можно приступать непосредственно к замене маслосъемных колпачков клапанов автомобиля ваз 2106 и любой другой модели из серии «Классика».

  1. Так как у нас первый поршень находится в положении верхней мертвой точки с него мы и начнем, для этого необходимо вывернуть свечу зажигания первого цилинда, далее снимите рычаг привода клапана, приложив небольшое усилие со своей стороны, после чего необходимо снять пружину рычага для этого просто отведите ее в сторону из под стопорной пружины.
  2. Далее просто ослабьте гайку ригулировочного болта и после выверните этот болт и на его место вкрутите приспособление для сжатия пружин клапанов. (Внимание! Не все приспособления имеют одинаковое строение, поэтому для каждого из них придусмотрена своя точка крепления или опоры для сжатия пружины.)
  1. В отверстие для свечи вставьте заранее приготовленный пруток оловянного припоя, чтобы клапан при его рассухаривании остался на месте.
  2. Далее приспособлением для сжатия сожмите пружину до такой степени, чтобы освободились сухари, если они не выскакивают, то стукните молоточком по оправке и они вылетят, прихватите их заранее приготовленым пинцетом. Все теперь можно будет снимать приспособление для сжатия.
  3. Далее снимите все наружную и внутреннюю пружины, снимите тарелку пружины, опорные шайбы каждой пружины.
ПОДРОБНОСТИ:   Замена масла в двигателе Форд Куга Фото инструкция как поменять моторное масло Куга

Все на этом разборка закончилась, теперь можно приступать непосредственно к замене колпачков.

  1. Установите цанговый зажим на клапан и легкими ударами молотка снимите старый колпачек. После снятия колпачка, возьмите новый, смажьте внутреннюю поверхность моторным маслом и наденьте на стержень клапана до направляющей втулки, после чего установите оправку для запресовки колпачка и легкими ударами посадите его на место. Установите все пружины на место и произведите такие же действия с четвертым цилиндром. После проверните коленвал на пол оборота, чтобы второй и третий поршня встали в ВМТ и поменяйте маслосъемные колпачки уже на них.

Порядок сборки

Маслосъемные колпачки предназначены для предотвращения проникновения масла в камеру сгорания через клапанные отверстия головки двигателя. Необходимость посадки штока клапанов в отверстия с технологическим зазором, способствует попаданию масляной пленки в камеру сгорания. Поэтому требуется уплотнение зазора, для чего предусмотрена установка сальниковых колпачков.

  • Шток клапана, сальник и колпачок смазываются моторным маслом, на шток одевается сальником вверх соответствующий клапану колпачок. Опускается по штоку вниз, где плотно прижимается к отверстию с направляющей клапана.
  • К ободу колпачка прижимается торец оправки, легким постукиванием молоточком по верху оправки, колпачок утапливается в отверстие до упора. Цена ошибки при сильных ударах, повреждение сальника или колпачка, придется их заменить. Пружины ставятся в обратном разборке порядке.

Внимание! После установки пружин и снятия приспособления для сжатия пружин, нужно из свечного отверстия убрать пластину и постучать молотком по торцу штока, чтобы сухарики сели на свое место. Делать это нужно осторожно, если сухарики неправильно стоят, пружины могут выскочить.

Крышка распределительного вала, как того требует инструкция, прижимается динамометрическим ключом усилием 8кг/м. затягиванием гаек в требуемой последовательности.

Оборудование и инструмент для работы

Замена маслосъемных колпачков ВАЗ-2106 следует проводить прямо на транспортном средстве, что существенно упрощает и может ускорить работу. Выполнение данных действий не требует снимать, потом устанавливать на место элемент блока ГРМ. Достаточно запарковать автомобиль в место, которое защищено от пыли, грязи и атмосферных осадков.

Затягиваем ручной тормоз и ставим кулису переключения передач в нейтральное положение.

Для замены маслосъемных сальников на автомобиле ВАЗ-2106 необходимо иметь комплект новых маслосъемных колпачков и новой прокладки под крышку ГРМ, набор рожковых ключей и некоторое приспособление.

Перед тем как начинать работу, рекомендуется ознакомиться с видео по замене маслосъемных колпачков на вашем автомобиле. С самого начала следует хорошо протереть верхнюю часть ГРМ, а также крышку механизма.

Чтобы было более удобно, необходимо открутить корпус воздушного фильтра, замотать пленкой либо тканью карбюратор от попадания в него посторонних предметов, влаги и грязи во время работы. Открутить свечи и убрать крышку с прокладкой.

4-й цилиндр необходимо переместить в ВМТ (верхняя мертвая точка) в такт сжатия. Для этой цели следует вращать коленчатый вал до того положения, при котором впускной и выпускной клапан 4-го цилиндра останутся в закрытом положении перед прохождением и после прохождения ВМТ. Такое нахождение поршня следует определять по расстоянию между клапанами и коромыслами.

Выяснить, в каком положении находиться поршень, можно любым стержнем, замеряя расстояние в отверстии для свечи. Также следует проверить, совпадают ли метки на звездочке и корпусе.

Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107

Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106 производится непосредственно на автомобиле, что значительно ускоряет работу, так как не требуется снимать, затем устанавливать обратно головку блока. Машину достаточно поставить в место, защищенное от пыли и атмосферных осадков.

  • Переноска;
  • Свечной ключ;
  • Накидные ключи17 мм.,13 мм.;
  • Шестигранные внутренние головки8 мм.,10 мм.,13 мм. с воротком;
  • Плоскогубцы;
  • Пинцет;
  • Плоская отвертка;
  • Пруток мягкого металла толщиной8 мм.;
  • Динамометрический ключ;
  • Приспособление для сжатия пружин
  • Оправка для установки колпачков
  • Мягкая проволока.

Пользоваться специальным приспособлением удобно, так как нет необходимости его держать руками, оно удерживает пружины сжатыми при помощи болта. Если нет такого приспособления, можно изготовить его своими руками. Для этого достаточно иметь два стальных квадратных прутка 10х10 мм, длиной 300 мм.

  • Крепить можно любым способом; болтами, хомутами, сваркой, в местах крепления между прутками нужно поместить металлические пластинки толщиной 12 мм., которые и обеспечат необходимый зазор между прутами.
  • В зазор будет входить шток клапана при отжиме пружин. Для установки клапанов, вместо оправки, можно использовать стальную трубку длиной 120 мм, с внутренним диаметром 14 мм, и медную шайбу с отверстием, подобранным по ободу колпачка.
ПОДРОБНОСТИ:   Замена масла в АКПП Toyota Camry (Тойота Камри) своими руками

Предварительная подготовка

Перед началом работ желательно посмотреть видео, замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106, однозначно нужно тщательно вытереть поверхность верхней части блока и крышку головки. Для удобства нужно снять корпус воздушного фильтра. Карбюратор закрыть пленкой или тканью от попадания грязи за время работы. Выкрутить свечи, снять крышку с прокладкой.

  • Установить четвертый цилиндр в верхнюю мертвую точки при такте сжатия. Для этого коленчатый вал вращается до положения, при котором впускной и выпускной клапана четвертого цилиндра, остаются в закрытом состоянии до и после прохождения поршнем ВМТ. Это определяется по зазору клапана с коромыслом.
  • Положение поршня определяется замером любым стержнем через свечное отверстие. Проверить совпадение меток на звездочке и корпусе.
  • Отверткой разогнуть стопорную шайбу, накидным ключом17 мм. освободить, но не откручивать, гайку крепления звездочки к распределительному валу.
  • Накидным ключом13 ммоткрутить на два оборота колпачковую гайку фиксации натяжного устройства.
  • Максимально освободить цепь.
  • Открутить полностью гайку, аккуратно снять звездочку с оси распределительного вала.
  • Чтобы цепь не упала со звездочки, нужно ее обвязать проволокой и вместе со звездочкой подвесить на краю блока цилиндров.

Последовательность разборки

  • Открутить девять гаек, удерживающих корпус распределительного вала, и снять его вместе с валом.
  • Отверткой приподнять прижимную пружину, с небольшим усилием вытащить нажимной рычаг, пружину выдвинуть из-под стопора и выбрать наружу.
  • Через свечное отверстие между днищем поршня и клапаном плотно вставляется мягкая проволока, чтобы клапан не падал при отжимании пружин. Чем выше будет часть штока, в которую вставляются фиксирующие сухарики, тем меньше нужно будет отжимать пружины для их установки.


Внимание! Не допускается удерживать клапаны  твердыми предметами, появляется вероятность поцарапать поршень или цилиндр.

  • На ближайшую к клапану шпильку крепления корпуса распределительного вала, как на фото накручивается гайка, за которую захватом цепляется специальный съемник или конец самодельного приспособления. Оно с двух сторон охватывает шпильку, упирается в нижнюю плоскость гайки и ложится на верхнюю тарелку пружин.
  • Шток клапана с сухариками пропускаются между прутками приспособления.
  • Нажимаем на рычаг, пружины сжимаются, тарелка с сухариками уходит вниз, сухарики попадают в зону более узкой части штока, и получают возможность выйти из отверстия тарелки. Нужно пинцетом или плоскогубцами их выбрать.

Внимание! Запрещается сухарики вытаскивать руками, так как можно защемить пальцы.

  • Если сухарики залипли и не выходят при значительном сжатии пружин, нужно, слабыми ударами молоточком по тарелке, их выбить.

Приспособление освобождается и последовательно снимаются:

  • тарелка;
  • наружная пружина;
  • внутренняя пружина;
  • нижняя шайба внутренней пружины;
  • шайба наружной пружины.

https://www.youtube.com/video/cn4jD7lj7DI

Чтобы снять нижние шайбы, нужно их поддеть отверткой.

  • Плоскогубцами захватывается колпачок, покачивая, поднимается по штоку клапана.
  • Затем устанавливается новый маслосъемный колпачок, и клапан собирается в обратной последовательности.
  • Последовательно разбираются и собираются с новыми колпачками клапана четвертого и первого цилиндров.
  • После этого, придерживая звездочку, поворачивается коленчатый вал до перехода в ВМТ поршней второго и третьего цилиндров. Последовательно на их клапанах производятся аналогичные работы. Можно считать, замена масляных колпачков на ВАЗ 2106 произведена.