Неисправности системы смазки двигателя. Техническое обслуживание

Маслоочистителя. Его очистка

Давление
масла проверяют устройством КИ-13936 или
КИ-4940. При исправном состоянии двигателя
давление и температура моторного масла
на­ходятся во взаимосвязи. После пуска
двигателя из-за высокой вязкости масла
давление может достигать 0,3… 1,0 МПа.

По
мере прогрева двигателя давле­ние
снижается. На давление и температуру
масла также влияет износ сопря­жений
кривошипно-шатунного механизма, состояние
системы охлаждения, тепловой и нагрузочный
режимы двигателя, сорт масла, исправность
клапа­нов и износ насоса.

Присоединяют
прибор КИ-13936 с помощью переходника к
магистрали смазочной системы двигателя
(рис. 5.1).

Проверяют
давление масла при холодном двигателе,
для чего запуска­ют его, устанавливают
минимально устойчивую частоту вращения
коленча­того вала и определяют давление
масла по манометру.

Прогревают
двигатель до номинального температурного
режима, опре­деляют давление масла
при минимальной и номинальной частоте
вращения коленчатого вала.

Сравнивают
показания давления масла в магистрали
с данными табли­цы 10.4, а также по
манометру устройства и штатному манометру
трактора на номинальной и минимально
устойчивой частоте вращения коленчатого
вала. Показание штатного манометра не
должно отличаться от показаний
контрольного более чем на ±5% от измеряемого
давления.

Если
целью измерения является определение
вероятностного ресурса работы смазочной
системы и кривошипно-шатунного механизма
тракторных двигателей, то необходимо
использовать для этого данные таблицы
10.5


Если
давление масла не соответствует
рекомендуемым (табл. 10.4, 10.5), регулируют
клапаны (сливной, предохранительный,
редукционный) проверяют износ масляного
насоса и подшипников коленчатого вала.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя

Таблица
10.4. Основные показатели и регулировочные
данные по системам смазки двигателей

Модель
дви­гателя

Частота
вращения колен, вала, мин»1

Давление
масла, МПа

Номинальная
частота вра­щения рото­ра
центрифу­ги, мин

Минималь­ная

Номинальная

При
минимальной частоте вращения колен,
вала

При
номинальной частоте вращения колен,
вала

На
холодном двигателе

На
прогретом двигателе

Номинальн.

Допустимое

ЯМЗ-

238Н(240Б)

800

1900

Не
менее 0,3

Не
менее 0,6

0,45…0,75

0,20

6000…7000

СМД-60(62)

800

2100
2000

0,25

0,05

0,25…
0,4

0,20

6000

Д-240
Д-240Т

600

2200

0,25

0,05

0,2…0,3

0,15

6000

А-41

700

1750

0,25

0,08

0,3…0,5

0,20

6000

А-01

700

1700

0,25

0,08

0,3…0,5

0,20

5500

Д-21А,
Д-144,Д-37Е

800

1800

0,20

0,05

0,15…0,35

0,15

5500

КамАЗ-740

500-600

2600

Не
более 0,55

0,1

0,45…
0,50

0,30

5000

ЗИЛ-130

3200

0,40

0,04…0,07

0,25…
0,30

0,25

5000-6000

|
ЗМЗ-53-11

3200

0,60

0,05

0,25…
0,40

0,20

5500…5000
1

[
412Э

5500…5800

0,60

0,08

0,20…0,40

0,15

Таблица
10.5 — Допускаемые значения давления масла
в магистрали.

ПОДРОБНОСТИ:   Стучит рулевая рейка – не нужно отчаиваться, все может быть проще видео » АвтоНоватор

Двигатель

Трактор

Номин-ая
частота

вращения
кол.вала мин-1

Давление

масла,
МПа, Д1

Давление
масла, МПа, Д2

Давление

масла,
МПа, Д3

ЯМЗ-240Б

К-701

1900

0,17

0,20

0,25

ЯМЗ-238НБ

K-700

1700

0,17

0,20

0,25

СМД-62

СМД-60

Т-150

Т-150К

2100

2000

0,12

0,15

0,19

А-01М

Т-4А

1700

0,12

0,16

0,22

Д-160

Т-130

1250

0,12

0,15

0,19

А-41

ДТ-75М

1750

0,12

0,16

0,22

Д-240Т

Д-240

МТЗ-100

МТЗ-80

2200

0,10

0,12

0,15

Д-65Н

ЮМЗ-6ЛЛ

1750

0,10

0,12

0,15

Д-144

Т-40М

1800

0,10

0,12

0,15

Д-21А1

Т-25А,

Т-16

1800

0,10

0,12

0,15

    1. Проверка
      работоспособности реактивной масляной

1.
Низкое давление масла в системе смазки,
возможные причины кото­рого:

  • мал
    уровень масла в картере двигателя;

  • утечка
    в маслопроводах;

  • засорены
    маслофильтры;

  • засорена
    сетка маслозаборника масляного насоса;

  • завис
    редукционный клапан или ослабла пружина
    сливного клапана;

  • повышенный
    износ вкладышей коленчатого вала;

  • повышенный
    износ деталей масляного насоса;

  • неисправен
    датчик или указатель давления масла.

Марка

двиг-ля

Характеристика
смазочной системы

Насос
масляный

Фильтр
масляный

Вмести­мость,
л

1

2

3

4

5

Д-240

Комбинированная.
Под давлением к ко­ренным и шатунным
шейкам, шейкам распредвала,
пульсирующим-клапанный механизм,
остальные детали — разбрыз­гиванием.

Одноступенчатый,
шесте­ренчатый. Установлен на крышке
первого коренного подшипника.

1
Полнопоточная
центрифуга с бессопловым гидравлическим

приводом.

15

СМД-62

Комбинированная.
Под давлением сма­зываются подшипники
коленвала, рас­пределительного
вала, агрегата турбо­компрессора,
поршневой палец, втулка шестерни
топливного насоса и водяной насос.

Шестеренчатый,
двухсек­ционный. Приводится во
вращение от шестерни ко­ленвала.
Имеет насос предпусковой подкачки
масла.

Полнопоточная
центрифуга, i
Часть
масла через форсунки сливается в
картер, другая очищается и подается
в глав­ную масляную магистраль.

20

А-41

Комбинированная.
Под давлением к подшипникам коленвала,
распредвала, шестерням распределительного
меха­низма, шестерни привода
топливного насоса, коромысел клапанов,
толкателей. Остальное разбрызгиванием.

Шестеренчатый,
2-х сек­ционный. Установлен на нижней
плоское га блока цилиндров. Приводится
во вращение от коленвала.

Полнопоточная
2-х секцион­ная центрифуга с
гидравличе­ским реактивным приводом.

22

КамАЗ-740

Комбинированная.
Под давлением: под­шипники коленчатого
и распредели­тельного вала, втулки
коромысел, регу­лировочные винты и
верхние наконеч­ники штанг, подшипники
компрессора и топливного насоса
высокого давления, гидромуфта привода
вентилятора. Ос­тальное разбрызгиванием.

Шестеренчатый.
2-х сек­ционный. Приводится во вращение
от коленвала.

Два
фильтра тонкой очистки: полнопоточный
со сменным фильтрующим элементом и
иеполнопоточный-центрифуга, включенные
между собой па­раллельно

23

1

Продолжение
таблицы 10.1

ЗИЛ-130

Комбинированная.
Под давлением: под­шипники коленчатого
и распредели­тельного вала, толкатели,
ось и коро­мысла клапанов, валы
привода распре­делителя зажигания
и масляного насоса, компрессор.
Остальное разбрызгивани­ем.

Шестеренчатый,
2-х сек­ционный, располагается с
наружи картера.

Полнопоточная
центробежная

центрифуга.

9

ЗМЗ-53-11

Комбинированная.
Под давлением: под­шипники коленчатого
и распредели­тельного вала, толкатели,
ось и коро­мысла клапанов, вала
привода распреде­лителя зажигания
и масляного насоса, компрессор.
Остальное разбрызгивани­ем.

Шестеренчатый,
2-х сек­ционный, располагается с
наружи картера.

Полнопоточная
центробежная

центрифуга.

8

412
Э

Комбинированная.

Шестеренчатый
односек-ционный.

Полнопоточный
фильтр тон­кой очистки с бумажным
(или из других мат-ов) фильтрую­щим
элементом.

5.2

Таблица
10.2. — Клапаны системы смазки

Клапан

Основные
функции

Пределы
регулирова- ния на начало откры- тия,
МПа

Редукционный

Ограничение
давления масла, пода­ваемого к
агрегату очистки

АР
= 0,54?

Перепускной

Перепуск
масла при повышении сопротивления
агрегата очистки

ДР-ОД
„Д45

:
Сливной

Ограничение
давления в главной магистрали

ДР
= 0,25…0,55

Термостат

1
Автоматическое
включение тепло обменников

АР
= 0,45… 0,55

Дифференци-
альный

Автоматическое
регулирование по-дачи масла в зависимости
от давле-ния в магистрали

ДР
= 0,45… 0,55

ПОДРОБНОСТИ:   Замена масла в двигателе ВАЗ 21074 инжектор. Фото, инструкция как поменять масло в двигателе на ВАЗ 21074 инжектор.


Рис.
10.1 — Схема расположения клапанов в
смазочной системе

двигателя

1
— масляный радиатор: 2 — клапан-термостат;
3 — фильтр-центрифуга; 4 — напорная
магистраль; 5 — сливной клапан; б —
редукционный клапан: 7 — перепускной
клапан.


поршневые кольца залегли или сильно
изношены; ,

Неисправности системы смазки двигателя. Техническое обслуживание


большой зазор между стержнями впускных
клапанов и направляю­щими втулками;


овальность или конусность цилиндров
выше допустимых пределов;


повышенный зазор между поршнем и
цилиндром.

Маслоочистителя. Его очистка

В
таблице 11.1
приведены
основные операции технического
обслуживания.


Таблица
11.1 -Операции технического обслуживания

Наименование
операции

Вид
ТО

Проверить
наличие подтекания топлива, уровень
масла в корпусах топливного насоса и
регулятора.

ЕТО

Провести
обслуживание воздухоочистителя

ТО-1

Слить
отстой из топливного бака и фильтра
грубой очистки топлива (ФГО)

ТО-1

Слить
отстой из фильтра тонкой очистки
топлива (ФТО) и промыть противотоком,
промыть ФГО

ТО-2

Проверить
герметичность воздухоочистителя и
воздушного тракта

ТО-2

Очистить
распылители форсунок, заменить
фильтрующие элементы ФТО

ТО-3

Проверить
и при необходимости отрегулировать
топливный насос и форсунки, а также
угол начала подачи топлива

ТО-3

    1. 4.2 Проверка состояния системы очистки и подачи воздуха

Для
повышения мощности и экономичности
двигателя система очистки и подачи
воздуха имеет большое значение. От
преждевременной износи двигателя
предохраняет воздухоочиститель, рабочие
характеристики которого изменяются помере
накопления на нем ныли, испарения масла
и поддоне, изнашивания
фильтрующих
элементов, появления неплотностей и
других неисправностей.

В
настоящее время на многих тракторах и
автомобилях на впускном трубопроводе
установлен индикатор засоренности
воздухоочистителя-ОР-УУ28 (Рис.11.1).

Рис.
11.1 Схема индикатора засоренности 1-
Стержень;
2

камера атмосферного давления; 3

диафрагма; 4

поршень; 5

прозрачный корпус прибора; 6

шток; 7

пружина; 8

рабочая камера; 9 – обратный клапан.

Нажимая
на стержень 1, открываем клапан 9, При
атом рабочая камера сообщается со
впускным воздушным трактом и под
действием избыточного давления над
диафрагмой 8 поршень 4 перемещается
вниз, сжимая пружину. Чем больше
разрежение, тем ниже опустится поршень.
Появление в смотровом окне красной
полосы свидетельствует о предельном
загрязнении воздухоочистителя.

Неисправности системы смазки двигателя. Техническое обслуживание

Дня
проверки герметичности воздушного
тракта дизелей предназначен индикатор
герметичности КИ-13948-ГОСНИТИ (Рис.11.2,).
При замере герметичности воздушного
тракта снимают пылеуловитель. устанавливают
на горловину,. индикатор Прокручивают
коленчатый вал дизеля пусковым двигателем
(декомпрессор выключен).

ПОДРОБНОСТИ:   Смазка для крестовин карданного вала

Рис.
11.2. Схема индикатора гермегичности
КИ-13048 1- накладная шайба с резиновой
прокладкой; 2 переходной штуцер; 3-
вакууметр
Герметичность
впускного воздушного тракта можно
проверить прибором КИ-4870 (Рис.11.3.)

Рис.
11.3. Схема прибора КИ-4370

1
— корпус; 2 — стеклянная трубка; 3 —

пробка;
4 -резиновыйшланг; 5 — соедини тельная
муфта; б -сменный наконечник

Устанавливают
максимальный скоростной режим,
выворачивают винт прибора до нижней
кромки отверстия и, удерживая прибор в
вертикальном
положении, прижимают наконечник к местам
стыков и соединений воздушного тракта.
Изменение уровня жидкости в стеклянной
трубке свидетельствует о подсосе воздуха
в проверяемом месте.

Контрольные вопросы

  1. Перечислить
    основные показатели технического
    состояния меха­низма газораспределения.

  2. Как
    проверить неплотность клапанов
    цилиндров,

  3. Как
    проверить фазы газораспределения.

  4. Как
    проверить и отрегулировать зазоры в
    клапанах.

  5. Как
    определить износ кулачков распределительного
    вала и утопание тарелок клапанов в
    гнёздах.

Протокол
проверки узлов механизма газораспределения
двигателя

Показатель

Прибор,
приспособление

Значение
параметра

Выводы

Д1
пред.

Д2

допуст.

Д3

номин.

Заме­ренное

  1. Проверка
    неплотностей клапанов цилиндров,
    л/мин

Первого:
впускной

выпускной

Второго:
впускной

выпускной

Третьего:
впускной

выпускной

Четвёртого:
впускной
выпускной

КИ
— 4887 — II

2.
Угол начала откры­тия впускного
клапана, град, до ВМТ:

Первого
цилиндра

Четвёртого
цилиндра

КИ
— 13926

3.
Проверка и регули­ровка зазоров в
клапанном механизме, мм: впускного
клапана

выпускного
клапана

КИ-9918

щуп
№ 2

ключ
на 14 мм отвёртка

4.
Высота кулачков распределительного
вала, мм: впускного выпускного

ШЦ-1

5.
Утопание клапанов относительно
головки цилиндров, мм:

Впускного
клапана Выпускного клапана

ШЦ-1

1

1. Оборудование, приборы и инструмент

  1. Двигатель
    А — 41.

  1. Индикатор
    загрязненности воздухоочистителя ОР-

  2. Индикатор
    герметичности впускного воздушноготракта
    КИ-13943.

  3. Прибор
    для выявления мест подсоса воздуха
    КИ-4870,

  4. Приспособление
    для проверки давления в системе
    топливоподачи низкого давления КИ-13943.

  5. Имитатор
    загрузки КИ-5653.

  6. Приспособление
    для проверки форсунок и прецизионных
    пар топливного насоса (на двигателе)
    КИ-16301

  7. Автостетоскоп.

  8. Прибор
    лая испытания и регулировки форсунок
    КИ-15706-01 или №46