Содержание
Маслоочистителя. Его очистка
Давление
масла проверяют устройством КИ-13936 или
КИ-4940. При исправном состоянии двигателя
давление и температура моторного масла
находятся во взаимосвязи. После пуска
двигателя из-за высокой вязкости масла
давление может достигать 0,3… 1,0 МПа.
По
мере прогрева двигателя давление
снижается. На давление и температуру
масла также влияет износ сопряжений
кривошипно-шатунного механизма, состояние
системы охлаждения, тепловой и нагрузочный
режимы двигателя, сорт масла, исправность
клапанов и износ насоса.
Присоединяют
прибор КИ-13936 с помощью переходника к
магистрали смазочной системы двигателя
(рис. 5.1).
Проверяют
давление масла при холодном двигателе,
для чего запускают его, устанавливают
минимально устойчивую частоту вращения
коленчатого вала и определяют давление
масла по манометру.
Прогревают
двигатель до номинального температурного
режима, определяют давление масла
при минимальной и номинальной частоте
вращения коленчатого вала.
Сравнивают
показания давления масла в магистрали
с данными таблицы 10.4, а также по
манометру устройства и штатному манометру
трактора на номинальной и минимально
устойчивой частоте вращения коленчатого
вала. Показание штатного манометра не
должно отличаться от показаний
контрольного более чем на ±5% от измеряемого
давления.
Если
целью измерения является определение
вероятностного ресурса работы смазочной
системы и кривошипно-шатунного механизма
тракторных двигателей, то необходимо
использовать для этого данные таблицы
10.5
Если
давление масла не соответствует
рекомендуемым (табл. 10.4, 10.5), регулируют
клапаны (сливной, предохранительный,
редукционный) проверяют износ масляного
насоса и подшипников коленчатого вала.
Таблица
10.4. Основные показатели и регулировочные
данные по системам смазки двигателей
Модель |
Частота |
Давление |
Номинальная |
||||
Минимальная |
Номинальная |
При |
При |
||||
На |
На |
Номинальн. |
Допустимое |
||||
ЯМЗ- 238Н(240Б) |
800 |
1900 |
Не |
Не |
0,45…0,75 |
0,20 |
6000…7000 |
СМД-60(62) |
800 |
2100 |
0,25 |
0,05 |
0,25… |
0,20 |
6000 |
Д-240 |
600 |
2200 |
0,25 |
0,05 |
0,2…0,3 |
0,15 |
6000 |
А-41 |
700 |
1750 |
0,25 |
0,08 |
0,3…0,5 |
0,20 |
6000 |
А-01 |
700 |
1700 |
0,25 |
0,08 |
0,3…0,5 |
0,20 |
5500 |
Д-21А, |
800 |
1800 |
0,20 |
0,05 |
0,15…0,35 |
0,15 |
5500 |
КамАЗ-740 |
500-600 |
2600 |
Не |
0,1 |
0,45… |
0,30 |
5000 |
ЗИЛ-130 |
3200 |
0,40 |
0,04…0,07 |
0,25… |
0,25 |
5000-6000 |
|
| |
3200 |
0,60 |
0,05 |
0,25… |
0,20 |
5500…5000 |
|
[ |
5500…5800 |
0,60 |
0,08 |
0,20…0,40 |
0,15 |
— |
Таблица
10.5 — Допускаемые значения давления масла
в магистрали.
Двигатель |
Трактор |
Номин-ая вращения |
Давление масла, |
Давление |
Давление масла, |
ЯМЗ-240Б |
К-701 |
1900 |
0,17 |
0,20 |
0,25 |
ЯМЗ-238НБ |
K-700 |
1700 |
0,17 |
0,20 |
0,25 |
СМД-62 СМД-60 |
Т-150 Т-150К |
2100 2000 |
0,12 |
0,15 |
0,19 |
А-01М |
Т-4А |
1700 |
0,12 |
0,16 |
0,22 |
Д-160 |
Т-130 |
1250 |
0,12 |
0,15 |
0,19 |
А-41 |
ДТ-75М |
1750 |
0,12 |
0,16 |
0,22 |
Д-240Т Д-240 |
МТЗ-100 МТЗ-80 |
2200 |
0,10 |
0,12 |
0,15 |
Д-65Н |
ЮМЗ-6ЛЛ |
1750 |
0,10 |
0,12 |
0,15 |
Д-144 |
Т-40М |
1800 |
0,10 |
0,12 |
0,15 |
Д-21А1 |
Т-25А, Т-16 |
1800 |
0,10 |
0,12 |
0,15 |
-
Проверка
работоспособности реактивной масляной
1.
Низкое давление масла в системе смазки,
возможные причины которого:
-
мал
уровень масла в картере двигателя; -
утечка
в маслопроводах; -
засорены
маслофильтры; -
засорена
сетка маслозаборника масляного насоса; -
завис
редукционный клапан или ослабла пружина
сливного клапана; -
повышенный
износ вкладышей коленчатого вала; -
повышенный
износ деталей масляного насоса; -
неисправен
датчик или указатель давления масла.
Марка двиг-ля |
Характеристика |
Насос |
Фильтр |
Вместимость, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Д-240 |
Комбинированная. |
Одноступенчатый, |
1 приводом. |
15 |
СМД-62 |
Комбинированная. |
Шестеренчатый, |
Полнопоточная |
20 |
А-41 |
Комбинированная. |
Шестеренчатый, |
Полнопоточная |
22 |
КамАЗ-740 |
Комбинированная. |
Шестеренчатый. |
Два |
23 1 |
Продолжение |
||||
ЗИЛ-130 |
Комбинированная. |
Шестеренчатый, |
Полнопоточная центрифуга. |
9 |
ЗМЗ-53-11 |
Комбинированная. |
Шестеренчатый, |
Полнопоточная центрифуга. |
8 |
412 |
Комбинированная. |
Шестеренчатый |
Полнопоточный |
5.2 |
Таблица
10.2. — Клапаны системы смазки
Клапан |
Основные |
Пределы |
Редукционный |
Ограничение |
АР |
Перепускной |
Перепуск |
ДР-ОД |
: |
Ограничение |
ДР |
Термостат |
1 |
АР |
Дифференци- |
Автоматическое |
ДР |
Рис.
10.1 — Схема расположения клапанов в
смазочной системе
двигателя
1
— масляный радиатор: 2 — клапан-термостат;
3 — фильтр-центрифуга; 4 — напорная
магистраль; 5 — сливной клапан; б —
редукционный клапан: 7 — перепускной
клапан.
—
поршневые кольца залегли или сильно
изношены; ,
—
большой зазор между стержнями впускных
клапанов и направляющими втулками;
—
овальность или конусность цилиндров
выше допустимых пределов;
—
повышенный зазор между поршнем и
цилиндром.
Маслоочистителя. Его очистка
В
таблице 11.1
приведены
основные операции технического
обслуживания.
Таблица
11.1 -Операции технического обслуживания
Наименование |
Вид |
Проверить |
ЕТО |
Провести |
ТО-1 |
Слить |
ТО-1 |
Слить |
ТО-2 |
Проверить |
ТО-2 |
Очистить |
ТО-3 |
Проверить |
ТО-3 |
-
4.2 Проверка состояния системы очистки и подачи воздуха
Для
повышения мощности и экономичности
двигателя система очистки и подачи
воздуха имеет большое значение. От
преждевременной износи двигателя
предохраняет воздухоочиститель, рабочие
характеристики которого изменяются помере
накопления на нем ныли, испарения масла
и поддоне, изнашивания
фильтрующих
элементов, появления неплотностей и
других неисправностей.
В
настоящее время на многих тракторах и
автомобилях на впускном трубопроводе
установлен индикатор засоренности
воздухоочистителя-ОР-УУ28 (Рис.11.1).
Рис.
11.1 Схема индикатора засоренности 1-
Стержень;
2
—
камера атмосферного давления; 3
—
диафрагма; 4
—
поршень; 5
—
прозрачный корпус прибора; 6
—
шток; 7
—
пружина; 8
—
рабочая камера; 9 – обратный клапан.
Нажимая
на стержень 1, открываем клапан 9, При
атом рабочая камера сообщается со
впускным воздушным трактом и под
действием избыточного давления над
диафрагмой 8 поршень 4 перемещается
вниз, сжимая пружину. Чем больше
разрежение, тем ниже опустится поршень.
Появление в смотровом окне красной
полосы свидетельствует о предельном
загрязнении воздухоочистителя.
Дня
проверки герметичности воздушного
тракта дизелей предназначен индикатор
герметичности КИ-13948-ГОСНИТИ (Рис.11.2,).
При замере герметичности воздушного
тракта снимают пылеуловитель. устанавливают
на горловину,. индикатор Прокручивают
коленчатый вал дизеля пусковым двигателем
(декомпрессор выключен).
Рис.
11.2. Схема индикатора гермегичности
КИ-13048 1- накладная шайба с резиновой
прокладкой; 2 переходной штуцер; 3-
вакууметр
Герметичность
впускного воздушного тракта можно
проверить прибором КИ-4870 (Рис.11.3.)
Рис.
11.3. Схема прибора КИ-4370
1
— корпус; 2 — стеклянная трубка; 3 —
пробка;
4 -резиновыйшланг; 5 — соедини тельная
муфта; б -сменный наконечник
Устанавливают
максимальный скоростной режим,
выворачивают винт прибора до нижней
кромки отверстия и, удерживая прибор в
вертикальном
положении, прижимают наконечник к местам
стыков и соединений воздушного тракта.
Изменение уровня жидкости в стеклянной
трубке свидетельствует о подсосе воздуха
в проверяемом месте.
Контрольные вопросы
-
Перечислить
основные показатели технического
состояния механизма газораспределения. -
Как
проверить неплотность клапанов
цилиндров, -
Как
проверить фазы газораспределения. -
Как
проверить и отрегулировать зазоры в
клапанах. -
Как
определить износ кулачков распределительного
вала и утопание тарелок клапанов в
гнёздах.
Протокол
проверки узлов механизма газораспределения
двигателя
Показатель |
Прибор, |
Значение |
Выводы |
|||
Д1 |
Д2 допуст. |
Д3 номин. |
Замеренное |
|||
Первого: выпускной Второго: выпускной Третьего: выпускной Четвёртого: |
КИ |
|||||
2.
Первого Четвёртого |
КИ |
|||||
3. выпускного |
КИ-9918
щуп ключ |
|||||
4. |
ШЦ-1 |
|||||
5. Впускного |
ШЦ-1 |
1 |
1. Оборудование, приборы и инструмент
-
Двигатель
А — 41.
-
Индикатор
загрязненности воздухоочистителя ОР- -
Индикатор
герметичности впускного воздушноготракта
КИ-13943. -
Прибор
для выявления мест подсоса воздуха
КИ-4870, -
Приспособление
для проверки давления в системе
топливоподачи низкого давления КИ-13943. -
Имитатор
загрузки КИ-5653. -
Приспособление
для проверки форсунок и прецизионных
пар топливного насоса (на двигателе)
КИ-16301 -
Автостетоскоп.
-
Прибор
лая испытания и регулировки форсунок
КИ-15706-01 или №46