Минеральное моторное масло что это такое Характеристики недостатки и преимущества минерального масла для двигателя

О применении

Не стоит опасаться, что применение минерального масла может нанести какой-либо вред двигателю. По характеристикам современные минеральные смазки не сильно уступают синтетическим, и они также могут использоваться в зимний период, кроме самых сильных морозов.

Понятно, что использование минеральных смазочных материалов зимой не является оптимальным вариантом, поскольку повышенная вязкость может ощутимо сказываться на процессе запуска двигателя. Вращение коленчатого вала при отрицательной температуре осуществляется в процессе запуска гораздо хуже, чем в случае синтетической или полусинтетической смазки, поэтому многие автовладельцы в зимний период переходят на эти виды масел. Эти смазочные материалы обладают меньшей вязкостью при намного лучшей прокачиваемости по каналам в масляных магистралях.

Положительной чертой минерального масла можно считать его низкую цену, тогда как отрицательная сторона заключается в необходимости более частой замены по сравнению с синтетическим веществом.

Старение и утрата свойств «минералки» происходят быстрее, поэтому следует чаще осуществлять замену.

Технология производства

Минеральные моторные масла являются продуктом переработки нефтяных углеводородов. Их структура состоит из молекул неоднородных по форме и строению — это приводит к неустойчивости характеристик моторной жидкости при различных температурных режимах.

  • Удаление из жидкости примесей вредных смол, кислот, сернистых соединений. Указанный метод дает возможность получить базу масла без вредных веществ, но вязкость смеси при высоких и низки температурах будет изменяться.
  • Более эффективным методом переработки минеральных жидкостей считается технология гидрокрекинга. Благодаря ей из базовой основы не только удаляются вредные вещества, но и изменяется длина углеводородных цепочек. Таким образом, технология гидрокрекинга позволяет получить продукцию с устойчивыми вязкостными характеристиками к перепаду температур. Гидрокрекинговое масло будет лучше сохранять свойства на протяжении всего эксплуатационного периода (чем чистое минеральное), оно практически не будет отличаться от синтетических смесей.
  • Синтетические смазочные материалы получают с помощью синтеза углеводородных соединений, их стоимость значительно дороже, чем гидрокрекинговой продукции. Если вы стремитесь приобрести полностью синтетическое автомобильное масло, а не продукт переработки минеральной основы, синтетика отличается обозначением в классификациях, а также обратите внимание: надпись на канистре «Full-synthetic» — полностью синтетическая.

    Рекомендуем посмотреть видео о составе моторных масел:

    1. Удаление из жидкости примесей вредных смол, кислот, сернистых соединений. Указанный метод дает возможность получить базу масла без вредных веществ, но вязкость смеси при высоких и низки температурах будет изменяться.
    2. Более эффективным методом переработки минеральных жидкостей считается технология гидрокрекинга. Благодаря ей из базовой основы не только удаляются вредные вещества, но и изменяется длина углеводородных цепочек. Таким образом, технология гидрокрекинга позволяет получить продукцию с устойчивыми вязкостными характеристиками к перепаду температур. Гидрокрекинговое масло будет лучше сохранять свойства на протяжении всего эксплуатационного периода (чем чистое минеральное), оно практически не будет отличаться от синтетических смесей.

    Отличия от «синтетики»

    Из названий смазочных веществ становится ясно, что минеральные моторные масла являются чем-то натуральным, полученным из нефти, а синтетические смазки – субстанции, получаемые путем синтеза. Рассмотрим подробнее, откуда взялась необходимость в изобретении синтетики.

    Дело в условиях работы двигателя, которые не являются стабильными. Мотор остывает после остановки и нагревается после запуска. В процессе работы также постоянно меняются условия эксплуатации двигателя за счет изменений оборотов, температуры, скорости трения и других показателей.

    В связи с этим в качестве оптимального варианта рассматривается смазка, характеристики и свойства которой сохраняются независимо от изменений этих условий.

    Но изобретение такого материала является невозможным, поскольку при остывании любые субстанции становятся гуще, при повышении скорости трения – перегреваются и т.д. В связи с этим в определенный момент развития моторостроения особо актуальным стал вопрос об обеспечении наилучшей стабильности параметров моторных смазок в различных условиях.

    Учитывая, что у минеральной основы масла имеется ряд ограничений по обеспечению подобной стабильности, ученые прибегли к синтезу молекул – в результате и получилась основа синтетическая. Она гораздо меньше подвержена воздействию внешних факторов, а ее свойства являются более стабильными при длительной эксплуатации.

    Первый синтетический смазочный материал был использован в авиации, когда возникла необходимость запустить двигатели при очень низкой температуре (ниже -40°). В таких условиях минеральная смазка просто замерзала. Понятно, что синтетическое масло в те годы обладало очень высокой себестоимостью и не могло еще массово применяться в автомобильных двигателях.

    Преимущества и недостатки моторных масел

    Как уже было сказано выше — синтетическое масло на голову превосходит минеральное в гонке вооружений. Ведь что главное для смазки двигателя? Не терять своих положительных свойств под влиянием внешних воздействий. Это когда масло одинаково хорошо сохраняет вязкостно-текучие (и прочие) характеристики и в сильный мороз, и в жару.

    Синтетическое масло имеет целый ряд преимуществ:

    • откладывает меньше отложений;

    • лучше сохраняет вязкость при минусовой температуре;

    • меньше испаряется;

    • имеет лучшую текучесть;

    • положительно влияет на расход топлива.

    Синтетика лучше подходит для новых двигателей, активно их защищая и  продлевая моторесурс. Из минусов выделяется дороговизна (до 4 раз выше стоимости минералки) и активное очистка отложений, что может забить фильтра и маслопроводы.

    Минеральное масло может похвастаться:

    • меньше вредит деталям;

    • мягко и постепенно очищает двигатель от отложений;

    • более дешевое.

    Минералка подойдет для двигателей с существенным пробегом, которые находятся в эксплуатации больше 5-ти лет. Минусов достаточно много — такое масло надо чаще менять и оно имеет меньшую стабильность при колебаниях температур.

    Подводя итог, можно сказать, что синтетическое масло выглядит куда более привлекательно своего минерального противника. В новый современный двигатель следует лить только синтетику, чтобы он служил верой и правдой подольше. Вместе с тем, минеральное или полусинтетическое масло предпочтительнее, если речь идет о двигателе с большим пробегом.

    Основное и наиболее важное отличие минерального автомасла от синтетического или полусинтетического заключается в устойчивости смеси к различным температурным режимам работы силового агрегата. Зимой минералка при очень низких температурах начинает кристаллизоваться и не может обеспечить нормальную прокачку жидкости по смазочной системе, а также пуск привода без прогрева.

    В отличие от других базовых основ, в минеральных жидкостях отсутствуют присадки, необходимые для нормальной работы большинства современных двигателей.

  • Текучесть. Минералка слишком густая для использования в современных моторах.
  • Молекулярное строение. Неоднородность молекулярной структуры минеральных смесей приводит к снижению их устойчивости к кристаллизации и разжижению.
  • Присадки. В синтетике и полусинтетике присадки лучше, они не разрушаются при высоких температурах за бортом машины. В отличие от них, для минералки используют присадки натурального происхождения, которые выгорают при высокой температуре.
  • Разница по срокам замены, синтетика меняется гораздо реже.
  • Минералка образовывает большее количество отложений во время работы мотора.
  • Эти жидкости лучше работают в двигателях с большим пробегом. В отличие от синтетики, которая обладает большими моющими свойствами, минеральные смеси не приводят к отрыву нагара от узлов привода и не вызывают засорение системы смазки и каналов мотора. Минералка отмывает нагар с внутренних элементов мотора постепенно.
  • Минералка, в отличие от синтетики и полусинтетики менее агрессивно взаимодействует с резиновыми поверхностями узлов смазочной системы и привода, не приводит к их разрушению.
  • Улучшает работу изношенных силовых агрегатов. Минеральные масла достаточно густые, они способны заполнить увеличенные зазоры в узлах трения моторов с большим пробегом.
    1. Низкая цена. «Минералка» добывается путем нефтеперегонки, поэтому ее себестоимость низка при сравнении с продуктом, созданным посредством сложного синтеза.
    2. Относительная экологичность. Моторное масло вмещает минимум вредных компонентов.
    3. Нефтяные смазки на минеральной основе подходят для изношенных моторов. Синтетика принесет больше вреда.
    • быстрое замерзание (при – 20 градусах);
    • чтобы моторное масло не подвело, его следует гораздо чаще заменять в отличие от синтетики;
    • отдельные параметры вязкости не получится достигнуть.

    Учитывая все вышеописанные недостатки «минералки», рука тянется к кошельку для того чтобы наконец-таки сделать покупку в пользу синтетики. Однако цена на нефтяные продукты с синтетической основой сильно «кусается». Его стоимость в 4 раза больше, чем минерального. Именно поэтому большинство автолюбителей приобретают «минералку» и просто чаще осуществляют его замену.

    Разновидности минеральных масел для двигателя

    Преимущества и недостатки моторных масел

    Итак, основное эксплуатационное отличие синтетической моторной смазки от минеральной заключается в лучшей стабильности характеристик и свойств при длительной эксплуатации и различных температурах. Для обычных автолюбителей это означает, что:

    • На синтетическую смазку меньше влияют перегревы и низкие температуры.
    • «Синтетика» способна дольше сохранять свои качества во время эксплуатации.
    ПОДРОБНОСТИ:   Как завестись в мороз Советы как завести машину зимой Правила и рекомендации по запуску двигателя автомобиля в мороз

    Ряд параметров моторных масел, обязательных сегодня для многих двигателей, не может быть реализован только на минеральной основе. В качестве яркого примера можно привести вязкость материала.

    Тем не менее, случаются ситуации, когда именно синтетика является противопоказанной для мотора – чаще всего это актуально для двигателей, имеющих большой пробег.

    Поэтому, если в регионе, в котором происходит эксплуатация автомобиля, температуры зимой не падают ниже -20°, нет никакой особой необходимости использовать синтетическую смазку для мотора. При этом все прочие параметры смазочного материала должны соответствовать требованиям для конкретного двигателя.

    Минеральная или полусинтетическая смазка будет просто немного чаще требовать замены, но никакого вреда для мотора ее использование не несет.

    Наряду с приведенными выше двумя разновидностями смазок, существует также полусинтетическое вещество. Оно изготавливается на смешанной основе, где синтетический компонент может составлять 30-50%, а минеральный – соответственно, 50-70%. Такие смазочные материалы превосходят по показателям стабильности характеристик минеральные, но уступают синтетическим.

    Чаще всего рекомендуется заливка полусинтетических моторных масел в современные двигатели, имеющие большой пробег. В таких моторах возрастает угар синтетики, поэтому полусинтетику можно считать оптимальным вариантом.

    Найти на рынке полусинтетическое смазочное вещество, подходящее под все требования, указанные производителем двигателя, намного проще, чем минеральное.

    Следующий этап тестирования заключается в определении в пробах количества воды. Известно, что вода не растворяется в нефтепродуктах, но при некоторых условиях (например – нарушены технологии производства, транспортировки или хранения) может образовывать эмульсию.

    Кроме того, специалисты определяют температуру вспышки проб масла. Это наиболее низкая температура, обеспечивающая для паров нагретого нефтепродукта образование такой смеси с воздухом, которая может вспыхнуть от источника открытого огня. Данная характеристика определяет несколько качеств смазочного материала:

    1. 1. Пожароопасность автомасла;
    2. Наличие в нем летучих фракций, быстро испаряющихся во время работы двигателя;
    3. В процессе анализа работающей смазки понижение температуры вспышки определяет разбавление автомасла топливом. Температура вспышки определяется согласно ГОСТ 4333, диапазон рабочих температур составляет 79-370°, используется аппарат ТВО.

    Также в климатических условиях нашей страны, особенно в зимний период, достаточно острой является проблема сохранения автомаслом текучести при низкой температуре. Точнее, важную роль играет температура застывания смазки, поскольку мало кому приятно морозным ранним утром обнаруживать, что смазочное вещество в системе двигателя автомобиля больше напоминает масло не моторное, а сливочное.

    Современные материалы, повышающие износостойкость деталей автомобильного двигателя, делятся на три основных категории – минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Рассмотрим каждый из видов смазки подробнее.

    Минеральное

    Производится из природного минерала – нефти, путем ее перегонки, дистилляции и последующего рафинирования. Существует три основных типа минеральных масел, которые различаются по составу входящих в них углеводородов: парафиновые (наиболее пригодные для изготовления смазочных материалов), нафтеновые и ароматические.

    Чистое минеральное моторное масло очень быстро теряет необходимые свойства, поэтому в его состав добавляют большое количество различных антикоррозийных, моющих и повышающих износостойкость «присадок». Материал отличается высокой вязкостью, что позволяет применять его в агрегатах, имеющих значительный срок эксплуатации и «выработку» уплотнительных элементов.

    Синтетическое

    Это более современный вид смазки для автомобильного двигателя, получаемый путем синтеза определенных веществ. Выделяют несколько типов данной продукции: углеводородные, полиэфирные, силиконовые, полигликолевые синтетические масла, а также масла, изготовленные на основе эфиров фосфорной кислоты.

    Естественно, его высокая стоимость компенсируется некоторыми преимуществами, а именно:

    • пониженной чувствительностью к перегреву;
    • сохранением эксплуатационных свойств в условиях низких температур;
    • повышенной текучестью, уменьшающей трение между деталями;

    Синтетическое моторное масло практически не окисляется, его можно применять в условиях повышенных нагрузок на двигатель и различных температурных режимах.

    Полусинтетическое

    В состав этого продукта входят минеральные масла для двигателя (вернее, их базовые составляющие), смешанные с синтетическими компонентами в пропорции 70 на 30. Такая смазка является неким компромиссом между «минералкой» и «синтетикой» – она обладает довольно хорошими эксплуатационными характеристиками, а стоит при этом не очень дорого.

    Теперь, изучив необходимые параметры, попробуем более развернуто ответить на вопрос, чем отличается минеральное моторное масло от синтетического и полусинтетического.

    Минералка и синтетика

    Уже из самого названия видно, что минеральные смазочные материалы производятся из натуральных нефтяных углеводородов, в то время как синтетические – продукт, полученный в результате химических реакций. Почему возникла необходимость в довольно сложном синтезе?

    Все дело в условиях эксплуатации автомобильных двигателей – они сопровождаются резкой сменой оборотов, разницей температурных режимов, изменением скорости трения и так далее. Базовая основа минерального моторного масла не всегда может обеспечить максимальную стабильность работы ДВС. Показатели синтетических смазок гораздо лучше, так как они менее подвержены влиянию внешних факторов.

    Давайте подробней рассмотрим, в чем же заключается отличие минерального масла от синтетического:

    • происхождение: основа «минералки» создана самой природой, «синтетика» – результат молекулярного синтеза;
    • реакция на изменение температурного режима работы двигателя;
    • сохранение основных характеристик в процессе эксплуатации двигателя: «синтетика» гораздо дольше сохраняет свои основные параметры;
    • текучесть: высокая степень вязкости минерального моторного масла не позволяет использовать его в условиях сверхнизких температур;
    • изменение стабильности основных параметров при высокой температуре: некоторые «присадки» в составе минеральной смазки могут попросту выгорать.

    Итак, основным отличием «синтетики» от минерального моторного масла является более высокая стабильность ее характеристик и свойств в различных температурных режимах, а также сроках эксплуатации агрегатов.

    Минералка и полусинтетика

    Являясь продуктом, полученным в результате смешивания двух основ, «полусинтетика» имеет более высокие показатели стабильности по сравнению с минеральным моторным маслом, несколько уступая синтетическому. Ее чаще применяют в автомобилях со значительным пробегом, которые эксплуатируются при температурах не ниже 20 º С.

    В завершение нашего обзора поговорим о том, можно ли смешивать минеральное и синтетическое масло для ДВС. Вопрос этот возникает, как правило, при замене смазки в моторе или же в экстренном случае, когда требуется срочно ее долить. Что же делать, если «под рукой» не оказалось нужной нам марки моторного масла, а его уровень понизился до критической отметки? Как всегда, прислушаемся к советам специалистов.

    Большинство экспертов утверждают, что смешивание различных типов масел в двигателе – плохая идея. Они уверены – образование «коктейля» из разных присадок, содержащихся в автомаслах, может привести к химической реакции с получением смеси, не соответствующей никаким стандартам и требованиям.

    • гарантированную совместимость могут иметь только смазочные материалы от одного производителя – они выпущены по одной технологии и имеют одинаковый химический состав основы. Другими словами, если для смазки двигателя применялось минеральное масло «ЛУКОЙЛ», значит синтетическая «доливка» должна иметь того же производителя;

    Самый важный параметр минеральной смазки для двигателя — индекс вязкости. Он определяет зависимость внутреннего трения от меняющейся температуры.

    Согласно стандартам SAE ключевые показатели вязкости смазки на минеральной основе следующие:

    1. 10w с классом вязкости «40»;
    2. 15w с таким же значением класса вязкости «40»;
    3. 10w с пометкой 30.

    Заключение

    Минеральные автомасла по вязкостным характеристикам проигрывают синтетическим и полусинтетическим жидкостям. Но есть силовые агрегаты, в которых возможно только использование минералки, к примеру, в двигатель на протяжении нескольких лет заливалось только минеральное масло или привод имеет значительный побег. При таких ситуациях использование синтетики или полусинтетики недопустимо из-за большого количества нагара внутри мотора.

    Выбирая минеральное масло, учитывайте требования производителя автомобиля, тип мотора, базовую основу смеси, которая заливалась в двигатель ранее.

    Материалы: http://pro-zamenu.ru/motornoe-maslo/classification/mineralnoe-maslo-dlya-motora.html

    Многих автолюбителей постоянно беспокоит один и тот же вопрос – каким образом можно продлить надежную и бесперебойную работу двигателя своей машины. Ключом к ответу на него является правильный подбор и своевременная замена качественного моторного масла – задача, от верного решения которой напрямую зависит срок эксплуатации автомобиля.

    ПОДРОБНОСТИ:   Видеорегистраторы с двумя камерами

    Как же сделать взвешенный и правильный выбор в огромном ассортименте современных смазочных материалов? Чем минеральное масло отличается от своих синтетических «конкурентов»? Какая смазка лучше и можно ли смешивать ее различные типы друг с другом? И наконец – как выбрать качественный, но не слишком дорогостоящий продукт? Постараемся ответить на все эти вопросы в одной статье.

    Виды моторных масел

    Современные материалы, повышающие износостойкость деталей автомобильного двигателя, делятся на три основных категории – минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Рассмотрим каждый из видов смазки подробнее.

    Минеральное

    Производится из природного минерала – нефти, путем ее перегонки, дистилляции и последующего рафинирования. Существует три основных типа минеральных масел, которые различаются по составу входящих в них углеводородов: парафиновые (наиболее пригодные для изготовления смазочных материалов), нафтеновые и ароматические. Сера, которая входит в состав исходного сырья, повышает окислительные свойства конечного продукта, поэтому ее содержание в качественной смазке не должно превышать одного процента.

    Чистое минеральное моторное масло очень быстро теряет необходимые свойства, поэтому в его состав добавляют большое количество различных антикоррозийных, моющих и повышающих износостойкость «присадок». Материал отличается высокой вязкостью, что позволяет применять его в агрегатах, имеющих значительный срок эксплуатации и «выработку» уплотнительных элементов.

    Синтетическое

    Это более современный вид смазки для автомобильного двигателя, получаемый путем синтеза определенных веществ. Выделяют несколько типов данной продукции: углеводородные, полиэфирные, силиконовые, полигликолевые синтетические масла, а также масла, изготовленные на основе эфиров фосфорной кислоты. Довольно сложное химическое производство требует значительных капиталовложений, поэтому и сам товар «на выходе» стоит гораздо дороже своего минерального аналога.

    Естественно, его высокая стоимость компенсируется некоторыми преимуществами, а именно:

    • пониженной чувствительностью к перегреву;
    • сохранением эксплуатационных свойств в условиях низких температур;
    • повышенной текучестью, уменьшающей трение между деталями;

    Синтетическое моторное масло практически не окисляется, его можно применять в условиях повышенных нагрузок на двигатель и различных температурных режимах.

    Полусинтетическое

    В состав этого продукта входят минеральные масла для двигателя (вернее, их базовые составляющие), смешанные с синтетическими компонентами в пропорции 70 на 30. Такая смазка является неким компромиссом между «минералкой» и «синтетикой» – она обладает довольно хорошими эксплуатационными характеристиками, а стоит при этом не очень дорого.

    Характеристики минерального и синтетического моторного масла

    Рассмотрим основные характеристики смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания, обобщив их в простую и удобную таблицу:

    Теперь, изучив необходимые параметры, попробуем более развернуто ответить на вопрос, чем отличается минеральное моторное масло от синтетического и полусинтетического.

    Чем различаются моторные масла

    Минералка и синтетика

    Уже из самого названия видно, что минеральные смазочные материалы производятся из натуральных нефтяных углеводородов, в то время как синтетические – продукт, полученный в результате химических реакций. Почему возникла необходимость в довольно сложном синтезе? Все дело в условиях эксплуатации автомобильных двигателей – они сопровождаются резкой сменой оборотов, разницей температурных режимов, изменением скорости трения и так далее. Базовая основа минерального моторного масла не всегда может обеспечить максимальную стабильность работы ДВС. Показатели синтетических смазок гораздо лучше, так как они менее подвержены влиянию внешних факторов.

    Давайте подробней рассмотрим, в чем же заключается отличие минерального масла от синтетического:

    • происхождение: основа «минералки» создана самой природой, «синтетика» – результат молекулярного синтеза;
    • реакция на изменение температурного режима работы двигателя;
    • сохранение основных характеристик в процессе эксплуатации двигателя: «синтетика» гораздо дольше сохраняет свои основные параметры;
    • текучесть: высокая степень вязкости минерального моторного масла не позволяет использовать его в условиях сверхнизких температур;
    • изменение стабильности основных параметров при высокой температуре: некоторые «присадки» в составе минеральной смазки могут попросту выгорать.

    Итак, основным отличием «синтетики» от минерального моторного масла является более высокая стабильность ее характеристик и свойств в различных температурных режимах, а также сроках эксплуатации агрегатов.

    Минералка и полусинтетика

    Являясь продуктом, полученным в результате смешивания двух основ, «полусинтетика» имеет более высокие показатели стабильности по сравнению с минеральным моторным маслом, несколько уступая синтетическому. Ее чаще применяют в автомобилях со значительным пробегом, которые эксплуатируются при температурах не ниже 20 º С.

    Какое масло лучше

    Теперь ответим еще на один важный вопрос – какое же нам выбрать масло, минеральное или синтетическое? Кажется, что синтетические смазочные материалы имеют неоспоримое преимущество перед своими минеральными «коллегами», но не будем забывать, что все в нашем мире относительно. Дело в том, что применение «синтетики» не всегда является острой необходимостью. К примеру, мы знаем – платина лучше проводит электрический ток, чем медь, но ведь это еще не означает, что проводка в нашей квартире должна быть выполнена из платиновых элементов. Медных проводов вполне достаточно для пользования бытовыми приборами.

    В определенных случаях применение «синтетики» для смазки двигателя вообще противопоказано – это касается в основном агрегатов с большим пробегом. Уплотнительные сальники в них, как правило, сильно изношены и синтетическая смазка с высокой текучестью будет не способна обеспечить нормальную работу мотора – она будет быстро вытекать или испаряться. Если ваше авто выпущено отечественным производителем и имеет значительный срок эксплуатации, не сомневайтесь – смело приобретайте российские минеральные масла «ЛУКОЙЛ», «АЗМОЛ» или «ТНК» – качество этих продуктов способно обеспечить надежную защиту двигателя.

    Преимуществом минерального моторного масла также является его способность постепенно «отмывать» отложения на элементах ДВС, в то время как текучая «синтетика» просто «соскабливает» их. При этом маслопроводы и фильтры засоряются крупными фракциями сажи и нагара. Если вы эксплуатируете свой автомобиль в регионе, где температура зимой не опускается ниже 20-25 º С, то острой необходимости в обязательном использовании синтетической смазки нет.

    Главное здесь, чтобы все основные параметры смазочных материалов подходили именно для вашего двигателя. Единственный момент – минеральное или полусинтетическое моторное масло требует более частой замены. При грамотном выполнении этого условия никакого вреда двигателю от применения «минералки» и «полусинтетики» нанесено не будет.

    Можно ли смешивать моторные масла

    В завершение нашего обзора поговорим о том, можно ли смешивать минеральное и синтетическое масло для ДВС. Вопрос этот возникает, как правило, при замене смазки в моторе или же в экстренном случае, когда требуется срочно ее долить. Что же делать, если «под рукой» не оказалось нужной нам марки моторного масла, а его уровень понизился до критической отметки? Как всегда, прислушаемся к советам специалистов.

    Большинство экспертов утверждают, что смешивание различных типов масел в двигателе – плохая идея. Они уверены – образование «коктейля» из разных присадок, содержащихся в автомаслах, может привести к химической реакции с получением смеси, не соответствующей никаким стандартам и требованиям. Однако, сам факт существования «полусинтетики» доказывает нам, что моторные масла все же можно смешивать. Естественно, при выполнении этих действий нужно соблюдать необходимые условия:

    • гарантированную совместимость могут иметь только смазочные материалы от одного производителя – они выпущены по одной технологии и имеют одинаковый химический состав основы. Другими словами, если для смазки двигателя применялось минеральное масло «ЛУКОЙЛ», значит синтетическая «доливка» должна иметь того же производителя;

  • доливая другой тип смазки нужно помнить о том, что при первой же возможности необходимо удалить эту «адскую смесь» из мотора вашего авто;
  • если вы полностью меняете масло в двигателе, помните – там остается около 5% старой смазки, которая может изменить некоторые его свойства. Необходимо производить более частую замену моторного масла с увеличением числа сервисных циклов.
  • Итак, нам все же удалось выяснить, можно ли смешивать синтетическое, минеральное и полусинтетическое масло без нанесения ущерба автомобильному двигателю. Также мы доказали, что применение дорогих высокотехнологичных моторных смазок не всегда оправдано.

    О смешивании различных видов

    В целом, любое смешивание в двигателе различных масел выполнять не рекомендуется. Это в первую очередь связано с перемешиванием между собой совершенно разных присадок, содержащихся в данных автомаслах. При этом химическую реакцию при подобном смешивании предсказать невозможно.

    Полученная в результате комбинирования смесь не будет соответствовать действующим требованиям и стандартам, поэтому выполнять любое смешивание допускается только в крайних случаях.

    Чаще всего к смешиванию приходится прибегать в случае замены автомасла другим, отличающимся вязкостью, типом, производителем и т.д. Кроме того, может возникнуть необходимость доливки масла в двигатель, когда нужная марка под рукой будет отсутствовать.

    ПОДРОБНОСТИ:   Меняем масло в вариаторе Ниссан Теана своими руками

    Говоря о вреде смешивания для двигателя, можно привести мнение, согласно которому при комбинировании разных автомасел они, якобы, сворачиваются. Это особенно актуально именно для смешивания синтетики с минералкой. Тем не менее, из самого факта существования полусинтетических смазок можно сделать вывод, что такое перемешивание является возможным. При этом следует учитывать несколько важных моментов:

    1. Гарантированно совместимыми могут быть только основы, изготовленные одним производителем. Разные производители применяют при получении основы разные технологии, соответственно, изменяется и химический состав основания. В случае перехода с одного типа автомасла на другой лучше в течение хотя бы нескольких сервисных циклов осуществлять заливку смазки от того же производителя.
    2. Кроме того, не исключено, что в случае необходимости долить масло более безвредным вариантом является добавление другой смазки от того же производителя, чем имеющей те же параметры, но изготовленной другим предприятием. Важно понимать, что после вынужденного долива другого смазочного вещества необходимо при первой же возможности удалить эту смесь из своего мотора.
    3. После замены масла определенное его количество (около 5-10%) продолжает оставаться в двигателе, перемешиваясь с вновь залитым. В связи с этим важно учитывать определенное изменение свойств смазки, поэтому во время этих сервисных циклов следует чаще производить замену автомасла.

    Тестирование

    В настоящее время существуют специальные лаборатории, в которых проводится тест минеральных моторных масел на предмет выяснения их физико-химических свойств.

    Одним из наиболее важных параметров является динамическая и кинематическая вязкость. Именно на основании ее значения автомаслу присваивается определенный класс вязкости в соответствии с SAE. Для исследования этих характеристик используются специальные установки:

    • Определение кинематической вязкости осуществляется при помощи термостатов, обладающих рабочим диапазоном температур от 20 до 100° и точностью поддержания температур, составляющей ±0,01°;
    • Динамическую вязкость определяют, используя имитатор запуска холодного двигателя. Температурный интервал в нем составляет от –5 до –35 градусов, при тестировании используется метод «ASTM-D-5293».

    Еще одной важной характеристикой моторных автомасел является общее щелочное число. Оно показывает общую щелочность смазочного материала, вносимую диспергирующими и моющими присадками, обладающими щелочными качествами. Чем выше значение этого числа, тем больше присадок содержит в себе данная смазка.

    Данная величина определяется при помощи рН-метра, то есть милливольтметра рН-410. С помощью этого прибора также определяется и кислотное число. Значение этого показателя является особенно важным во время исследования отработанных моторных автомасел. Во время эксплуатации смазки в моторе кислотное число возрастает в результате скопления сильных кислот, которые образуются в процессе окисления смазочного материала и сгорания топлива.

    • Смолы образуют на нагретых поверхностях углеродистые отложения, лак и нагар. Накапливаясь, эти отложения могут повысить износ и вызвать заклинивание толкателей, колец и прочих элементов.
    • Продукты окисления повышают коррозию элементов двигателя, а также приводят к ускорению старения уплотнительных резиновых материалов.

    В лабораториях применяются установки, определяющие термо-окислительную стабильность моторных масел путем имитации процесса их окисления в двигателях внутреннего сгорания.

    Итак, мы рассмотрели, что такое минеральное моторное автомасло, и чем оно отличается от других разновидностей смазок. Надеемся, что эта статья окажется достаточно полезной для всех автомобилистов, независимо от стажа. Важно понимать, что минеральные масла не являются плохими – они нисколько не хуже, чем синтетика и полусинтетика, но в большей степени требуют соблюдения сроков и условий эксплуатации.

    • Вспышки – говорит о легкокипящих фракциях и способствует определению испаряемости продукта в процессе его использования. У некачественных масел данный параметр имеет низкое значение, поэтому наблюдается повышенный расход жидкости.
    • Застывание – показывает температуру, в которой минеральное масло для автомобиля может застывать и утратить свойство текучести.
    • Кислотное и щелочное число. Эти показатели, соответственно, отвечают за способность нейтрализовать вредные кислоты.

    Важным преимуществом продукта такого типа является его цена. Но есть и определенные недостатки, которые затрудняют работу механизмов в любых условиях.

    Состав жидкости

    Применяемые на сегодняшний день присадки, которые вводятся в смазки с целью улучшить эксплуатационные свойства, содержат в себе металлы, такие как кальций, цинк, магний и фосфор:

    • Наличие магния и кальция наблюдается в составе моюще-диспергирующих присадок, которые предотвращают или уменьшают скопление продуктов окисления на различных рабочих поверхностях мотора. Кроме того, они позволяют поддерживать взвешенное состояние продуктов загрязнений.
    • Цинк и фосфор являются компонентами противоизносных и антиокислительных присадок. Они предотвращают окисление масла и уменьшают изнашивание и износ трущихся элементов.

    Для определения доли фосфора используется аппаратура с калориметрической самоуплотняющейся бомбой типа ЛБС (ГОСТ 9827-75, концентрации содержания фосфора находятся в диапазоне 0,05-1,5%). Содержание цинка, магния и кальция определяют согласно ГОСТ 13538, используя метод комплексометрического титрования или атомно-абсорбционный спектрофотометр.

    В состав минералки входят такие вещества:

    • Парафины (щелочные и циклические)
    • Алкановые и ненасыщенные углеводороды (в минимальном количестве)
    • Циклановые (порядка 80 %)
    • Ароматические (порядка 10 %)
    • Циклано-ароматические углеводороды (порядка 15 %)

    Также в состав масла входят углеводороды кислородного и сернистого происхождения, и некоторые образования, которые носят смолисто-асфальтовый характер. Что касается смазочного масла, то эти образующие не входят в его состав в большом количестве. Дело в том, что смазочные масла проходят очистку высокого уровня.

    База масел может иметь различную вязкость, но независимо от этого в ее состав входят разнообразные присадки, которые служат для повышения характеристик эксплуатации.

    Они одновременно являются и минусом смазочной жидкости. Проблема заключается в том, что под воздействием высокой температуры присадка, входящая в состав масла, сгорает за очень короткое время. А далее, минералка уже меняет свои основные характеристики и свойства. Изменения становятся весьма заметными на автомобилях со значительным пробегом.

    Минеральное масло, используемое для двигателя, имеет определенный состав. Конечно, он зависит от марки изделия и его сорта, но есть общие элементы:

    1. Парафины.
    2. Углеводороды в разном соотношении. Так, циклановые элементы представлены долей в 80%, ароматические – до 15%, а комбинированные составляют остальную часть.

    Помимо этого, в составе моторного масла, используемого для смазки двигателя автомобилей, могут присутствовать другие углеводороды, асфальтовые и смолистые соединения. Однако они не выступают в качестве основы для производства компонентов. Помимо базового состава, любая смазка включает в себя набор из присадок, которые улучшают ее качество.

    Какое масло лучше

    Теперь ответим еще на один важный вопрос – какое же нам выбрать масло, минеральное или синтетическое? Кажется, что синтетические смазочные материалы имеют неоспоримое преимущество перед своими минеральными «коллегами», но не будем забывать, что все в нашем мире относительно.

    Дело в том, что применение «синтетики» не всегда является острой необходимостью. К примеру, мы знаем – платина лучше проводит электрический ток, чем медь, но ведь это еще не означает, что проводка в нашей квартире должна быть выполнена из платиновых элементов. Медных проводов вполне достаточно для пользования бытовыми приборами.

    В определенных случаях применение «синтетики» для смазки двигателя вообще противопоказано – это касается в основном агрегатов с большим пробегом. Уплотнительные сальники в них, как правило, сильно изношены и синтетическая смазка с высокой текучестью будет не способна обеспечить нормальную работу мотора – она будет быстро вытекать или испаряться.

    Если ваше авто выпущено отечественным производителем и имеет значительный срок эксплуатации, не сомневайтесь – смело приобретайте российские минеральные масла «ЛУКОЙЛ», «АЗМОЛ» или «ТНК» – качество этих продуктов способно обеспечить надежную защиту двигателя.

    Преимуществом минерального моторного масла также является его способность постепенно «отмывать» отложения на элементах ДВС, в то время как текучая «синтетика» просто «соскабливает» их. При этом маслопроводы и фильтры засоряются крупными фракциями сажи и нагара.

    Главное здесь, чтобы все основные параметры смазочных материалов подходили именно для вашего двигателя. Единственный момент – минеральное или полусинтетическое моторное масло требует более частой замены. При грамотном выполнении этого условия никакого вреда двигателю от применения «минералки» и «полусинтетики» нанесено не будет.