Трамблер

Принцип работы трамблёра

Для того чтобы понять общий принцип работы трамблёра, давайте рассмотрим полный цикл его функционирования. В упрощённом варианте он выглядит так:

  1. Всё начинается с того, что автомобилист поворачивает ключ в замке зажигания, тем самым давая команду карбюратору или инжектору для подачи топлива в цилиндры;
  2. Затем в момент запуска мотора стартер толкает маховик коленвала. Последнее путём взаимодействия с системой искрообразования (преимущественно с коммутатором) провоцирует возникновение искры на катушке зажигания;
  3. В это же время коленвал передаёт на устройство трамблёра сигнал, что тот должен начать работать. После этого контакты узла попеременно замыкаются и размыкаются, тем самым передавая искру на каждый конкретный цилиндр исключительно при достижении поршнем верхней мёртвой точки. Непосредственно регуляция подачи искры происходит из-за того, что трамблёр взаимодействует с коленвалом и путём несложных операций получает от него нужную информацию.

Помимо грамотного распределения тока, трамблёр чётко реагирует на изменение интенсивности подачи топлива в мотор, регулируя угол опережения зажигания. Происходит это благодаря тому, что устройство соединено либо с впускным коллектором, либо непосредственно с карбюратором/инжектором, но об этой и других функциях рассматриваемого механизма поговорим позже.

Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.

Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.

Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.

Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)

Характеристика трамблера

Предназначение

Как известно, работа силового агрегата основана на правильном сгорании горючей смеси из бензина и воздуха. Для этого в системе зажигания генерируется высоковольтный импульс, который впоследствии передается на свечи посредством катушки зажигания. Уже на свечах, как видно по фото, осуществляется формирование искры, которая способствует сгоранию топливовоздушной смеси, в результате чего двигатель может нормально работать. Так в целом можно описать принцип работы силового агрегата. Что такое трамблер в автомобиле?

Это элемент, который необходим для нормального выполнения всех процессов, описанных ниже. Если говорить конкретно о его роли в работе системы зажигания, то необходимо отметить, что этот элемент:

  1. Способствует образованию искры в результате размыкания контактов. Если брать во внимание более современные модели транспортных средств, то в этом случае данную задачу выполняет датчик Холла, но об этом позже.
  2. Привод устройства передает образованный в катушке импульс на ту или иную свечу.
  3. Благодаря прерывателю и его приводу осуществляется изменение начала момента появления искры, здесь все зависит от режимов работы силового агрегата, а также используемого бензина.
  4. Позволяет обеспечить необходимое накопление и разряд энергии.

Принцип работы

Следующий вопрос — принцип работы трамблера. Основой функционирования считается связь прерывателя с коленвалом силового агрегата. В тот момент, когда поршень первого цилиндра попадает в положение верхней мертвой точке, происходит размыкание контактов устройства, а в катушке начинает образовываться большое напряжение.

Устройство

Трамблер

Как работает трамблер на контактном или бесконтактном электронном зажигании, мы разобрались, теперь рассмотрим устройство этого механизма.

Итак, основные его компоненты:

  1. Привод. Привод распределителя представляет собой шлицевой вал, зацепляющийся с шестеренкой распределительного вала.
  2. КЗ с двойной обмоткой.
  3. Непосредственно прерыватель, внутри которого расположены две муфты — центробежная и кулачковая, а также контактная группа.
  4. Бегунок, установленный на валу привода сцепления и вращающийся с этим элементом.
  5. Прокладка трамблера, позволяющая герметизировать устройство.
  6. Крышка трамблера. От этого компонента выводятся высоковольтные кабеля к свечам зажигания.
ПОДРОБНОСТИ:   Жидкость для чистки карбюратора

УЗСК

Такое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.

В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.

У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.

Бесконтактные системы и датчик Холла в трамблере

Устройство, описанное выше — это классический пример трамблеров, которые на протяжении нескольких десятков лет применялись на многих автомобилях, в том числе отечественного производства. Но поскольку технологии не стоят на месте и электроника регулярно развивается, более современные автомобили стали оборудоваться специальными коммутаторами, где импульс от прерывателя стал использоваться не для коммутации катушки, а для того, чтобы управлять электроникой.

Трамблер

Что касается последнего, то он также играет важную роль в безконтактной системе зажигания, а его конструкция в целом довольно простая. Контроллер представляет собой устройство, реагирующее на изменения магнитного поля. На пластине механизма находится сам датчик, а на другой ее стороне расположен постоянный магнит. Между этими компонентами расположен специальный вращающийся экран с щелями.

В том случае, если экран перекрывает магнитное поле от установленного параметра, на выходе датчика формируется нулевое напряжение. Если вместо экрана начинают образовываться отверстия, на выходе регулятора формируется высокое напряжение.

Тот трамблер, что описан выше, является классическим вариантом и долгие годы использовался на всех авто, и семейства ВАЗ в том числе, таких как 2109, 2106, 2107, 2108. Однако по мере развития электроники стали появляться коммутаторы напряжения, в которых сигнал прерывателя применялся не для коммутации катушки зажигания, а для управления электроникой. В дальнейшем трамблер лишился механического прерывателя, ему на смену пришел датчик Холла.

Используемый датчик Холла имеет достаточно простую конструкцию. Да, надо напомнить, что датчик Холла – это элемент, который реагирует на магнитное поле. Поэтому конструкция датчика с использованием элементов Холла основывается на этом принципе. Для этого на пластине располагается непосредственно датчик Холла, на другой стороне – постоянный магнит, а между ними – вращающийся металлический экран, в котором сделаны специальные щели.

Когда экран перекрывает поле от установленного магнита, датчик Холла на выходе имеет нулевое напряжение, когда вместо сплошного экрана открываются окна, то датчик Холла формирует на выходе высокое напряжение. Эту сформированную последовательность импульсов трамблер передает на коммутатор напряжения, и он управляет катушкой зажигания.

В свое время подобная система была реализована во многих машинах, ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108 не составили исключения.

Из чего состоит трамблер

Такое устройство, как трамблер, включает в свой состав большое число разнообразных деталей. Рассматривать их назначение не входит в задачу данного материала, но ознакомиться, из каких узлов состоит трамблер, можно на приведенном ниже рисункеКак видно из рисунка, трамблер состоит из нескольких самостоятельных узлов.

И если назначение и принцип работы узла распределителя напряжения просты и понятны, то с работой других можно ознакомиться более подробно. Тем не менее, проверить, в каком состоянии находится высоковольтный распределитель и бегунок, желательно при каждом обслуживании авто.

Центробежный регулятор

Такое устройство определяет момент начала сгорания ТВС в цилиндрах двигателя. Как уже отмечалось, изначально искра появляется, когда поршень занимает положение ВМТ, именно под этот момент и настраивается первоначально трамблер. Однако необходимо учесть два момента:

  • Сгорание ТВС происходит с постоянной скоростью, начинаясь от свечи и затем распространяясь дальше по объему цилиндра. Горение происходит не мгновенно, а наибольшая эффективность работы бензинового ДВС достигается, когда поршень миновал ВМТ и пошел к НМТ (нижней мертвой точке).
  • При работе мотора число оборотов коленвала меняется, его увеличение уменьшает время, необходимое на эффективное сгорание ТВС.
ПОДРОБНОСТИ:   Причины машина плохо заводится на холодную

Для устранения этого противоречия и вводится понятие УОЗ, что подразумевает начало сгорания топлива до достижения ВМТ поршнем. Устройство, обеспечивающее формирование УОЗ – центробежный регулятор, показано на рисунке, он состоит из грузиков, соединенных пружинами, и пластины.

Его принцип работы основан на центробежной силе, увеличение оборотов коленвала вызывает расхождение грузиков, а через пластину – изменение положения кулачка и бегунка. Из-за этого размыкание контактов будет происходить раньше, а также вызовет более раннее появление высокого напряжения и искры. Воспламенение ТВС произойдет при положении поршня, не достигнувшем ВМТ, чем будет обеспечено эффективное его сгорание.

Подобную регулировку момента воспламенения ТВС имеет трамблер от разных производителей, в том числе и в автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108.

Вакуумный регулятор

Подобное устройство предназначено для изменения УОЗ при изменении нагрузки мотора, определяемой положением дроссельной заслонки. Как это осуществляется, поможет понять рисунок:Вакуумный регулятор является замкнутой полостью, разделенной диафрагмой. Одна из полостей соединена с карбюратором.

Демонтированный трамблер

Создаваемое в нем разрежение, зависящее от положения дроссельной заслонки, заставляет перемещаться диафрагму. Изменение ее положения через тягу передается на подвижный диск, что сказывается на положении кулачков прерывателя, корректирует время его срабатывания (раньше или позже), и соответственно, время воспламенения ТВС.

Таким образом, трамблер в зависимости от нагрузки на мотор, изменяет момент искрообразования, влияя на характеристики двигателя. Такая регулировка присутствует во всех автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, а совместная работа описанных регуляторов, способна обеспечить эффективную работу мотора во всем диапазоне нагрузок и числа оборотов коленвала.

Октан-корректор

Это устройство позволяет механически изменять УОЗ в зависимости от используемого топлива (октанового числа) или его качества. Увидеть корректор можно на приведенном рисунке.Фактически, это две пластинки, одна установлена на трамблер и имеет стрелку, другая крепится на двигатель, и на ней нанесены риски.

Проверка устройства

Устройство трамблёра – это целая совокупность, знакомых для всех элементов системы зажигания автомобиля. Типовой узел подобной формации состоит не только из распределителя искры, но и из катушки зажигания, образующей эту самую искру. Реже в эту систему вводится коммутатор, но, как правило, он всё-таки вынесен отдельным элементом системы.

Углубляясь в рассмотрение конструкции узла, отметим следующие его составляющие:

  • Привод трамблёра, представленный обычным ротором. Входит в зацеп с валом мотора, тем самым запускает систему искрообразования и контроль за ней;
  • Катушка зажигания, постоянно взаимодействующая и с элементами трамблёра, и с коммутатором. Формирует искру и передаёт излишки тока на конденсатор для их запасания или дальнейшего распределения по системе автомобиля;
  • Конденсатор трамблёра, получающий от катушки зажигания ток на «хранение» и, при необходимости, способный управляться коммутатором. Накапливает излишний заряд для использования такового в системе автомобиля;
  • Бронепровода, обеспечивающие взаимодействие элементов системы и передачу тока в ней;
  • Бегунок трамблёра или специальный датчик, получающий искру от катушки зажигания и распределяющий её между цилиндрами. Типовая схема трамблёра предполагает, что данный распределитель вынесен наверх узла и от него отходят высоковольтные провода на свечи зажигания;
  • Вакуумный октан-корректор или подобный узел, следящий за поточностью и качеством подаваемого топлива в цилиндры. На разных версиях распределителей может быть представлен сильно отличающимися механизмами, но зачастую основан на вакуумном сжатии и всегда соединён с системой подачи топлива. То есть, чем сильнее нагнетается топливовоздушная смесь, тем раньше распределитель передаёт искру на свечи, дабы всё горючее выгорало с максимальным КПД.

Помимо описанных выше элементов трамблёра, стоит выделить и вспомогательные узлы, которые необходимы для построения единой системы. Если быть точнее, то к таким элементам устройства относят:

  • Во-первых, контакты трамблёра. Пожалуй, одну из основных функций выполняет именно контактная группа трамблёра, которая и обеспечивает взаимодействие его составляющих;
  • Во-вторых, подшипник трамблёра. Он увеличивает ресурс роторного механизма, что существенно продлевает срок службы всего устройства;
  • И в-третьих, многочисленные втулки трамблёра, кулачки и крепления. Все они обеспечивают единую и надёжную конструкцию распределителя.

Резюмируя сегодняшнюю статью, обобщим всю рассмотренную теорию и выделим основные функции трамблёра. В классическом понимании этого устройства распределитель должен:

  • Инициировать искрообразование;
  • Распределять искру по цилиндрам;
  • Регулировать искрообразования под конкретный режим работы двигателя;
  • Обеспечивать накопления излишек тока в «бобине» (конденсаторе);
  • Осуществлять размещение скопленного заряда по системе.
ПОДРОБНОСТИ:   Техническое обслуживание Киа Рио: обзор, перечень работ

Помимо этого, прогресс в автомобилестроении полностью электронизировал подачу горючего в мотор. В итоге, вакуумные октан-корректоры стали бесполезными и им на смену в системах с электронным зажиганием пришли специальные датчики. Учитывая стремительные темпы развития автомобильной сферы, ничего удивительно в том, что трамблёры затронули лишь несколько поколений машин, нет.

Пожалуй, на этом наиболее важная информация по сегодняшней теме подошла к концу. Надеемся, статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи в обслуживании и эксплуатации авто!

Теперь вкратце расскажем о диагностике устройства.

Как показывает практика, наиболее распространенными признаками выхода из строя механизма являются:

  1. Нестабильные обороты двигателя при работе на холостом ходу.
  2. Невозможность запуска мотора. Стартер крутит долго, но завести ДВС не выходит.
  3. Силовой агрегат может самопроизвольно глохнуть во время движения (подробная инструкция по проверке и регулировки прерывательного устройства на примере классических автомобилей представлена на видео ниже, автор — Сергей Светлов).

Зачастую основной причиной таких неисправностей является именно прерыватель.

Диагностика этого узла в целом происходит таким образом:

  1. В первую очередь нужно проверить АКБ — возможно, двигатель не заводится по причине ее разряда.
  2. Потом необходимо открыть двигатель и с помощью свечного ключа выкрутить одну свечку.
  3. Этот элемент нужно поднести к мотору, после чего двигатель заводится, в процессе между свечей и ДВС должна проскочить искра.
  4. Если искра отсутствует, необходимо произвести диагностику высоковольтных кабелей. В том случае, если результата нет, то причиной неисправности является именно прерыватель.

Если это так, то в первую очередь следует произвести диагностику работоспособности бегунка, а также самой крышки. При обнаружении выгоревших контактов их необходимо очистить и удалить грязь, в частности со внутренних компонентов прерывателя.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Как в домашних условиях правильно произвести диагностику крышки распределителя и не допустить при этом ошибок, узнайте из видео ниже (автор ролика — канал Автоэлектрика ВЧ).

Итак, распределитель-прерыватель зажигания – устройство, которое размыкает цепь с низковольтным током. Эта цепь образуется на первичной обмотке катушки системы зажигания для того чтобы создать магнитное поле и высокий ток на вторичной обмотке, а потом она распределяет его по свечам цилиндров.

Зажигание без трамблера бензинового двигателя практически невозможно, так как именно этот механизм провоцирует возгорание топливной смеси. В основе устройства два главных элемента: датчик-распределитель и прерыватель электрического заряда, который подается к цилиндрам.

Разберем конструкцию трамблера подробно, рассмотрев его составляющие. Все распределители имеют схожую конструкцию. Единственным отличием могут быть наличие контактов или датчиков. Устройство состоит из самого корпуса, вала (вал состоит из двух частей, которые между собой соединены), подвижной пластины, конденсатора, вакуумного октан-корректора (состоит из пружин разной жесткости и кулачков), кулачки (в зависимости от конструкции они могут быть расположены сверху или снизу и их количество зависит от количества цилиндров).

Чтобы более детально понять устройство, рассмотрим как работает трамблер. Работа распределителя не сложная и заключается в следующих операциях: на первичной обмотке появляется магнитное поле в результате размыкания контактов, которое влияет на появление высоковольтного тока.

Как проверить трамблер

Самые распространенные проявления неисправности зажигания будут такими:

  1. плавающий холостой ход;
  2. незапускающийся двигатель;
  3. глохнущий на ходу мотор.

Чаще всего причиной этого может быть трамблер. Наиболее просто проверить работоспособность зажигания, в том и числе трамблера, можно следующим образом. Для этого выкручивают свечу, подносят ее к двигателю и запускают его, наблюдая появление искры. Если ее нет, то надо проверить работоспособность проводов высокого напряжения. Если искры опять нет, то диагноз однозначный – отказал трамблер.

В этом случае надо проверить визуально состояние бегунка, состояние контактов и крышки трамблера. Подгоревшие контакты зачищают и удаляют пыль и мусор с внутренних поверхностей трамблера. В условиях мастерской или гаража, проверить работоспособность зажигания и трамблера можно с использованием измерительных приборов и индикаторов.

Трамблер появился на автомобиле практически одновременно с бензиновым двигателем, и долгие годы оставался почти неизменным, в том числе и на отечественных машинах семейства 2109, 2106, 2107, 2108. И только после появления современной элементной базы, к числу которой можно отнести и датчик Холла, уступил место бесконтактным, а потом микропроцессорным системам зажигания.