Виды и типы КПП коробки переключения передач

Вариаторные КПП (Бесступенчатая КПП или вариатор)

Принцип работы механической КПП следующий: крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач, далее преобразуется при помощи пар взаимодействующих между собой шестерен и затем передается на колеса. Каждая пара шестерен (ступень) имеет определенное передаточное число, которое преобразует скорость вращения и крутящий момент коленвала двигателя.

Передаточное число определяется отношением количества зубьев у выходной и входной шестерен в паре. В свою очередь, количество зубьев напрямую зависит от размера самой шестерни: чем больше зубьев — тем больше диаметр шестерни. Например, у первой передачи самое большое передаточное число, и, следовательно, входная шестерня (на первичном валу) имеет минимальный размер, а выходная — максимальный.

Движение автомобиля, оснащенного МКПП, всегда начинается с первой передачи. Исключение составляют тяжелые грузовики — там это можно делать со второй передачи. Для этого необходимо вручную перевести селектор рычага в соответствующее положение. Переход на повышенные передачи осуществляется последовательным переключением передач друг за другом.

Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

  • ведущий или первичный вал
  • ведомый или вторичный вал
  • промежуточный вал (для 3-х вальной МКПП)
  • шестерни первичного и вторичного валов
  • механизм выбора передач
  • муфты синхронизаторов (синхронизаторы)
  • картер
  • главная передача
  • дифференциал

При этом устройство и принцип работы двухвальной и трехвальной трансмиссии отличаются друг от друга.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал. В зависимости от конструкции конкретной коробки передач часть шестерней на первичном и вторичном валах жестко закреплены на них, а часть свободно вращаются.

mkpp

Также на каждом валу расположен минимум один синхронизатор. Шестерни первичного и вторичного валов находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Понять, какие из них зафиксированы, а какие вращаются, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на валу.

Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала к колесам транспортного средства передают главная передача и дифференциал. Последний обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.

Механизм выбора передач в двухвальной КПП расположен в корпусе коробки и состоит из вилок и штоков, перемещающих муфты синхронизаторов. Механизм оснащен защитой от одновременного включения двух передач.

Принцип работы двухвальной трансмиссии следующий:

  1. В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момента от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на валах свободно прокручиваются.
  2. При перемещении рычага водитель перемещает муфту синхронизатора соответствующей вилкой через систему тросиков или тяг.
  3. Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
  4. Муфта синхронизатора входит в зацепление с шестерней и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичныый.
  5. Происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.

Для движения задним ходом используется дополнительный вал с промежуточной шестерней заднего хода.

Трехвальная КПП: устройство  и принцип работы

Отличие трехвальной механики от двухвальной в том, что здесь используются три вида валов. Помимо ведомого и ведущего также применяется промежуточный вал.

Первичный вал, соединенный со сцеплением, передает крутящий момент на промежуточный. Передача происходит через соответствующую шестерню — таким образом, валы находятся в постоянном зацеплении.

Промежуточный вал расположен параллельно первичному, все шестерни на нем жестко зафиксированы.

На одной оси с первичным расположен вторичный вал. За это отвечает упорный подшипник на ведущем валу, в который входит вторичный вал. При этом шестерни ведомого вала могут свободно вращаться и не имеют жесткой фиксации с валом. Шестерни вторичного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала.

Между шестернями вторичного вала находятся синхронизаторы, работа которых заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен вторичного вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.

Синхронизаторы жестко закреплены на вале и за счет шлицевого соединения могут двигаться по нему в осевом направлении.

В отличие от двухвальной КПП, механизм переключения в трехвальной трансмиссии располагается на корпусе коробки и состоит из рычага управления и штоков с вилками. Механизм также оснащен блокирующим устройством для предотвращения одновременного включения двух передач.

Он может также иметь и дистанционное управление. При этом дистанционный механизм переключения обеспечивает кулиса или шарнирные тросы.

Принцип включения передач в трехвальной КПП аналогичен принципу работы двухвальной трансмиссии.

Виды и типы КПП коробки переключения передач

Существуют различные виды коробок передач, каждый из которых будет рассмотрен ниже более подробно

Гидравлическая АКПП появилась самой первой и, пройдя многочисленные модернизации, до сих пор является самым популярным видом автоматических трансмиссий. Передача крутящего момента с двигателя на колеса автомобиля производится через потоки жидкости, вращаемые двумя колесами, то есть трансмиссия и двигатель не связаны.

Первые гидравлические автоматы не обладали никакой электроникой, управление базировалось на гидравлике и механике. Но в начале восьмидесятых в их конструкцию начали вводить все больше электроники, управление было предоставлено компьютеру. Начиная с этого времени, они все больше усложнялись и модифицировались, становясь все более комфортными, экономичными, повышали КПД и динамические характеристики автомобиля. Но, к сожалению, становились все менее надежными.

Введение компьютеров в конструкцию АКПП положительно повлияло на их работу. Появилась возможность реализовать дополнительные режимы функционирования КПП: спортивный, экономичный и для движения в сложных дорожных условиях (снег, грязь, лед).

Типтроник и стептроник появились как отдельные разработки, но суть их одинакова. Они добавляют в АКПП режим ручного переключения передач, активируемый переключением селектора. Этот режим не является полностью «ручным», компьютер все равно внимательно следит за показателями датчиков и не переключит передачу в ненужный момент.

  • Ресурс от 120 тыс. до 1 млн километров. Отработанная десятилетиями конструкция, надежная и долговечная, способная проработать всю жизнь автомобиля.
  • Современные многоступенчатые АКПП превосходят в экономичности и скорости переключения механику.
  • Самая комфортная из трансмиссий. Плавные незаметные переключения, двигатель работает в широком диапазоне оборотов, не создавая акустической усталости.
  • Почти все АКПП достойно переживают «бытовые» пробуксовки, остальные типы коробок передач этим похвастаться не могут.
  • При старте с места нет отката.
  • Отлично работает на всех скоростях, от маленьких до очень высоких.
  • Трансмиссия уберегает двигатель от чрезмерных нагрузок, повышая его ресурс. Механическая связь с ним отсутствует, на него не передаются вибрации и удары, что также повышает его ресурс.
  • Эффективно тормозит двигателем.Устройство гидравлической коробки перемены передач. Гидротрансформатор
  • Наличие дополнительных режимов, расширяющих возможности трансмиссии. Например, зимний режим для мощных автомобилей с задним приводом и внедорожников позволяет им свободно тронуться на льду. От водителя с механической коробкой передач в таком случае будет необходимо очень развитое чутье автомобиля и навыки.
  • дорогие в производстве;
  • вероятность поломки выше, чем у МКПП;
  • дорогой и сложный ремонт;
  • динамика автомобиля, его КПД и расход зависят от удачности и новизны трансмиссии. Старые АКПП значительно уменьшали динамику автомобиля и повышали расход;
  • невозможно завести «с толкача» из-за необходимости наличия давления масла в системе и работающего масляного насоса.
ПОДРОБНОСТИ:   Ремонт амортизаторов своими руками

В конце девяностых – начале двухтысячных мир помешался на экологии и топливной экономии. Некоторые производители автомобилей посчитали, что гидравлические АКПП свое отжили и не имеют никаких перспектив развития. Независимо друг от друга несколько производителей начали разработку Роботизированных Коробок Переключений Передач (РКПП).

Конструктивно они представляли собой обычную механическую коробку переключения передач, но работой сцепления и сменой передач теперь руководил компьютер, передвигающий сервоприводы. РКПП получилась дешевле в производстве, чем АКПП, переключалась быстрее любого человека на механической коробке и автомате и обеспечила самую лучшую топливную экономию из всех существующих типов трансмиссий.

Но не все так радужно. Гидравлическая АКПП разрабатывалась и совершенствовалась в течение практически века. В конструкциях же РКПП до совершенства еще далеко. РКПП не может нормально работать на высокой скорости и при агрессивной манере вождения – начинаются рывки и пинки, свойственные умирающей гидравлической трансмиссии.

Эти проблемы были частично решены с разработкой РКПП с двумя сцеплениями. Одно сцепление управляет четными передачами, второе нечетными, работают они практически одновременно, запуская одну передачу, еще до того момента, как остановилась предыдущая. Их назвали преселективными.

  • дешевая в производстве;
  • самые быстрее переключения;
  • топливная экономичность.
  • комфортно автомобиль ведет себя только при спокойной езде;
  • преселективная коробка передач стоит очень дорого, дороже, чем все остальные типы автоматических коробок передач;
  • неустойчива к пробуксовкам;
  • откат в начале движения;
  • задержки при переключении передач;
  • прощает меньше ошибок чем АКПП и ресурс в целом меньше;
  • необходимость адаптации и подстройки.
  • двигатель всегда работает оптимально;
  • максимальный комфорт, отсутствие рывков, толчков, задержек, автомобиль хорошо ускоряется;
  • экономичнее, чем гидравлическая АКПП;
  • простая конструкция.
  • дорогие в производстве;
  • дорогой ремонт и обслуживание;
  • обслуживание в два раза чаще, чем у гидравлических АКПП;
  • ресурс главного механизма вариатора всего 120 тыс. километров. Необходимость капитального ремонта у нормальной АКПП наступает после 250 тыс.;
  • не терпит мощных и больших двигателей. Они еще больше снижают долговечность ремня или цепи;
  • не любит перегревов и пробуксовок;
  • акустическая монотонность (практически не встречается);
  • за управление отвечает сложная компьютерная система, которая не всегда может работать хорошо.

Виды коробок передач

По количеству ступеней механическая коробка передач в основном подразделяется на:

  • 4-х ступенчатую
  • 5-и ступенчатую
  • 6-и ступенчатую

Наиболее распространенной механикой считается трансмиссия  5МТ, т.е. пятиступенчатая коробка передач.

В зависимости от количества валов различают следующие виды КПП:

  • двухвальные механические трансмиссии, устанавливаемые на легковые переднеприводные автомобили
  • трехвальные МКПП, которые применяются в основном на заднеприводных автомобилях, а также на грузовых машинах

Первой из введенных трансмиссий стала простая и привычная нам механическая коробка переключения передач (МКПП). МКПП представляется из себя редуктор со ступенчатыми передачами и орган управления им. МКПП очень простые, дешевые в производстве, надежные и долговечные. При их использовании появляется возможность использовать двигатель на полную, вручную управлять переключением передач.

Однако при вождении автомобиля МКПП необходимо уделять дополнительное внимание: управлять педалью сцепления, ручкой переключения передач, следить за скоростью и оборотами двигателя. Что требует формирования определенных рефлексов и навыков и отвлекает водителя от дороги.

В условиях городских пробок использование МКПП сильно снижает комфорт использования автомобиля. Поэтому в начале двадцатого века производители автомобиля задумались, как снять с автолюбителя эту ношу и сделать автомобиль более комфортным. Так появились автоматические коробки переключения передач (АКПП).

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных КПП:

  1. Механические КПП.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Автоматические КПП.
    davl-kompres
  3. Вариаторы.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Комбинированные КПП.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

При выборе передачи грамотный водитель ориентируется на текущую дорожную обстановку и скорость движения автомобиля. Это довольно удобно для тех, кто предпочитает активную, маневренную езду — для резкого ускорения есть возможность включить пониженную передачу.

Виды и типы КПП коробки переключения передач

Однако есть и один значительный недостаток. Представьте только, вы в центре города, час пик, вы попадаете в очередную пробку и вам все время приходится дергать рычаг КПП.

Ключевые конструктивные преимущества МКПП:

  1. Простота обслуживания и эксплуатации.
  2. Надежность.
  3. Небольшой вес.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Высокий КПД.
  5. Компактность.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Интересно, что в устройстве автомобилей для раллийных и шоссейных гонок также предусмотрена «механика», однако вместо рычага переключения применяют специальные кнопки на рулевой колонке — подрулевые «лепестки», позволяющие значительно сократить длительность переключения передач.

Чтобы добиться максимальной плавности движения автомобиля с МКПП, нужен опыт. Помимо этого, у каждого автомобиля свои особенности работы сцепления и ПП, к которым нужно привыкнуть.

Представьте себе вентилятор и обычную детскую игрушку с пропеллером. Если поднести данную игрушку к включенному вентилятору, пропеллер тоже начнет крутиться. В автоматической КПП винт приводит в движение не вентилятор, а мотор автомобиля.

Второй винт соединяется с валом, который взаимодействует с ключевой конструкцией, состоящей из муфт, шестеренок и так далее. Винты расположены в герметично закрытом корпусе со специальной жидкостью — гидротрансформаторе.

Классическая АКПП дает возможность обойтись без нажатия педали сцепления, что довольно удобно, а особенно тем, кто постоянно ездит улицами мегаполиса с очень насыщенным трафиком. В нужный момент водитель нажимает педаль тормоза или акселератора. Среди недостатков АКПП следует отметить повышенный расход горючего и ощутимое переключение скоростей.

Все модели трансмиссий имеют свои слабые места, однако АКПП на старом автомобиле способна стать реальной головной болью. И относится это не только к слабым местам конструкции, а и к качеству обслуживания. Банальный недостаток масла способен привести к преждевременному износу. Не редко перегорают соленоиды, фрикционы, выходит из строя гидротрансформатор.

Прочие недостатки классических АКПП:

  1. Автомобиль нельзя завести с «толкача».
  2. Буксировать автомобиль с АКПП ограничивает или запрещает сам завод-производитель.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  3. При заносе управлять автомобилем гораздо сложнее.
  4. Дорогое обслуживание и детали.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Работает это следующим образом. Задействуешь звездочку большого диаметра, и ехать становится легче. А на ровной дороге применяют звездочку меньшего диаметра, и хоть приходится прилагать большие усилия, скорость набирается гораздо быстрее.

Вариатор работает по похожей схеме, однако вместо цепи применяется ремень, а звездочки заменяют шкивы. Как и на заднем колесе горного велосипеда, функцию нескольких звездочек выполняет один шкив, который способен менять диаметр.

Руководствуясь командами ЭБУ, диаметр шкива корректируется. Ременная передача является соединенными металлическими пластинами или многозвенной цепью. Преимущество очевидно — эффективная и комфортная работа вариатора устраняет толчки и рывки, которые свойственны АКПП.

Недостатки вариатора:

  1. Пробуксовки способны привести к серьезным неисправностям.
  2. Дороговизна.
  3. Не удается обойтись без классического гидротрансформатора, а это усложнение механизма и дополнительные затраты.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Сложная работа с программным обеспечением двигателя (необходимо устранить типичный гул, который возникает при наборе скорости).
ПОДРОБНОСТИ:   Регулировка развала схождения Сход развал своими руками Советы и рекомендации как самому сделать развал схождение колес

Для АКПП применяют комбинированный принцип действия. Данная разновидность состоит из гидротрансформатора и МКПП. В МКПП применяется редуктор планетарного типа, гидротрансформатор (используется вместо сцепления) и бесступенчатая регулировка крутящего момента. В наиболее новых АКПП применяется семь либо восемь ступеней передач.

Преимущество комбинированных АКПП — передачи переключаются плавно, а надежность работы гораздо выше. Минус — намного больший расход горючего и разгон происходит медленнее.

Некоторые виды комбинированных КПП используют имитацию ручного ПП Стептроник и Типтроник.

На сегодняшний день к АКПП можно отнести как гидротрансформаторную КПП, так вариатор и роботизированные КПП, поскольку все они имеют электронное управление.

Помимо этого, к АКПП относится еще и адаптивная КПП, которая способна учитывать стиль вождения автовладельца.

В современных моделях автомобилей может быть установлено 4 типа КПП – механические, автоматические, роботизированные и вариативные (бесступенчатые).

Тип КПП в целом определяет тип трансмиссии любого автомобиля. Рассмотрим более детально каждый из 4-х перечисленных типов.

Механическая КПП представляет собой многоступенчатое устройство цилиндрической формы, которое направляет крутящий момент от маховика двигателя на колеса автомобиля. В механической коробке переключение происходит при помощи ручного механического рычага-переключателя.

Современные механические КПП могут оснащаться разным количеством ступеней – четыре, пять, шесть, семь. В настоящее время среди всех типов механических КПП, пятиступенчатая является наиболее распространенной.

Коробки передач механического типа могут разделяться и по количеству валов на двухвальные и трехвальные. Двухвальная механическая коробка устанавливается в легковых автомобилях, оснащенных  только передним приводом.

В подобной конструкции один вал соединяется с автомобильным двигателем, а другой с трансмиссией. Трехвальная коробка передач подходит для легковых и грузовых автомобилей, в которых предусмотрен как передний, так и задний привод.

Основными достоинствами механической КПП являются простота, доступность и надежность конструкции, легкость ручного управления при использовании любых режимов движения автомобиля.

Автомобили с механической КПП обеспечивают динамичную и экономичную езду. Подобный тип коробки передач продолжает пользоваться повышенным спросом у автолюбителей.

История этого вида трансмиссии насчитывает уже более сотни лет, за все время существования он претерпел массу изменений, позволивших довести его до совершенства и убрать недочеты. Проще говоря, механическая КПП – наиболее простая и удобная в использовании конструкция из всевозможных вариантов.

Секвентальная МКПП: основные особенности

Точнее говоря, это устройство относится по принципу действия к механическим моделям. Идея появилась из спортивных машин. Конструкция функционирует на базе традиционной КПП, которая имеет электронное управление приводом.

Преимущества:

  • Достижение оптимальной скорости через возможность быстрого переключения передач.
  • Выработка последовательных действий без вреда для двигателя на больших оборотах.
  • Возможность управления посредством подрулевых лепестков, позволяющих перемещаться на высоких скоростях.

двухвальная мкпп

В таких видах коробок автомобилей используются прямозубые шестерни, но не применяются синхронизаторы включения. Скорость их вращения выравнивается с помощью датчика скорости на компьютере. Наблюдается значительное сокращение времени включения нужной скорости (до 80%). Это делает процесс вождения удобным для новичков и профессиональных пользователей.

Роботизированные системы

Основное отличие от предыдущего вида – наличие электромеханического привода для включения шестерен. В основе схемы традиционно лежит механическая КПП, каждый вал оснащается в данном случае диском сцепления.

Устройства имеют отношение к механической КПП. Но, тем не менее, являются средним звеном между автоматом и механикой по стоимости и функциональности.

Механическая КПП представляет собой многоступенчатое устройство цилиндрической формы, которое направляет крутящий момент от маховика двигателя на колеса автомобиля. В механической коробке переключение происходит при помощи ручного механического рычага-переключателя.

Трансмиссия (коробка передач) обеспечивает передачу крутящего момента двигателя на колеса, при этом коробка передач представляет собой механизмы, при помощи которых происходит преобразование момента (повышение или понижение), изменение скорости и направления движения.

Немного о синхронизаторе МКПП

Синхронизатор служит для безударного включения передач за счет выравнивания угловых скоростей вала и шестерни. Конструктивно синхронизатор состоит из муфты, двух блокировочных колец, трех сухарей и двух проволочных колец.

В процессе включения передачи вилка передвигает муфту к нужной шестерне, куда вначале перемещается блокировочное кольцо. Возникающая сила трения за счет разности угловых скоростей элементов поворачивает блокировочное кольцо до упора. Дальнейшее движение муфты синхронизатора и зацепление происходит только после выравнивания угловых скоростей. Более подробно почитать про синхронизатор можно в нашей статье Устройство и принцип работы синхронизатора КПП.

Преимущества и недостатки МКПП

Для наглядности положительные и отрицательные стороны механической коробки передач представим в виде сравнительной таблицы.

Преимущества Недостатки
Стоимость и масса коробки ниже в сравнении с другими типами КПП Меньший уровень комфорта для водителя в сравнении с другими КПП
Высокие динамика разгона, топливная экономичность и КПД Утомляющий для водителя процесс переключения передач
Высокая надежность за счет простоты конструкции Необходимость периодической замены сцепления
Простое и недорогое обслуживание Более низкая плавность хода автомобиля в сравнении с другими типами КПП
Возможность более эффективного движения по бездорожью
Возможность буксировки автомобиля

Роботизированные и преселективные КПП (Коробка-робот или просто робот)

Современные роботизированные КПП оснащены двойным сцеплением, которое обеспечивает легкую и плавную передачу крутящего момента на одном потоке мощности.

Коробки-роботы работают исключительно под управлением современных электронных систем. Подобные коробки передач имеют более высокий КПД, компактные размеры, они надежны, эффективны, долговечны и при этом имеют конкурентную цену.

Разновидности коробок переключения передач

Роботизированные коробки устанавливаются как в бюджетные модели автомобилей, так и в автомобили экстра-класса.

Заключение

Несомненно, эксплуатация механической коробки передач сопровождается множеством плюсов. Одна экономическая сторона использования коробки чего стоит! А вкупе с надежностью трансмиссии и более «драйверскими» ощущениями от вождения МКПП является отличным решением для любителей быстрой езды или езды по бездорожью. Если комфорт для вас не является первостепенным, то выбор в пользу МКПП очевиден.

Таким образом, механическая КПП автомобилей имеет обширную классификацию и разные типы. Каждый из вариантов обладает своими достоинствами, облегчая водителю процесс управления и гарантируя безопасность в дороге. Выбрав подходящий вид коробки, можно обеспечить себе комфортное движение по городам и далеко за их пределами.

Коробка передач, виды коробок

Главные преимущества вариативных коробок заключаются в надежности, простоте, плавной передаче крутящего момента и высоком КПД. Большинство бесступенчатых коробок передач дополнительно оснащаются ручным режимом, который позволяет выбрать передачу, которая подражает работе механической КПП.

По мнению специалистов, наиболее радужные перспективы развития все же остаются у роботизированных и бесступенчатых коробок передач, поэтому неслучайно то, что сейчас многие задаются вопросом, а чем, собственно, вариатор отличается от АКПП?

  • МКПП (известна как «механическая» или «ручная» КПП);
  • АКПП (автоматическая гидротрансформаторная КПП);
  • РКПП (роботизированная КПП);
  • Вариатор (бесступенчатая, вариаторная КПП);

Как видно, кроме механических коробок инженеры разработали и автоматическую коробку передач, что значительно облегчает управление автомобилем. Сегодня водители получают возможность выбора в пользу механики или автомата того или иного типа. Давайте рассмотрим виды коробок передач более подробно.

ПОДРОБНОСТИ:   Замена задних тормозных дисков и колодок на Renault Megane 2

Механическая (ручная) КПП

Механическая коробка переключения передач

Первой коробкой передач стала механическая, была сконструирована еще во время появления автомобилей. Изначально такая МКПП состояла из двух передач (одна вперед и одна назад). Через время двигатели стали мощнее, в результате чего агрегат получил три передачи вперед и одну назад.

В скором времени и вовсе разработали четыре передачи вперед. Такие КПП довольно долго были стандартом, прежде чем появилось пять передач (так называемая коробка «пятиступка»). Но процесс модификации не останавливался, поэтому далее МКПП стали получать шесть, семь и даже восемь передач (скоростей) вперед и одну заднюю.

Следует отметить, что многие спортивные машины часто оснащены именно механикой, так как данный тип трансмиссии позволяет водителю выполнять «дрифты», срывать машину в управляемый занос и т.д. С коробкой автомат это очень сложно или даже невозможно.

Также можно выделить и другие достоинства МКПП. Например, двигатель можно раскручивать до максимальных оборотов, гибко переключаться с повышенной на пониженную, без особого риска эксплуатировать машину на бездорожье, буксировать прицеп и другие авто и т.д.

Водители, эксплуатирующие механику, знают по опыту, что в устройстве имеется сцепление (фрикционная муфта). В салоне авто имеется третья педаль, позволяющая включать/выключать сцепление. Сцепление предназначено для передачи крутящего момента, а его выключение дает возможность переключать передачи и делать это плавно.

Итак, можно выделить следующие достоинства МКПП:

  • доступная стоимость;
  • малый вес;
  • экономичность и простота обслуживания;
  • небольшое количество трансмиссионного масла;
  • возможность активно эксплуатировать ТС;
  • допускается толкание автомобиля при запуске двигателя;
  • легкость запуска в холодное время года.

Имеются также и недостатки МКПП:

  • различные трудности и сложности при управлении (чаще наблюдается у начинающих водителей);
  • необходимость менять сцепление каждые 80-100 тыс. км. пробега;
  • риск сжечь сцепление раньше времени (обычно у неопытного водителя);

Гидромеханическая АКПП с гидротрансформатором

Такой вид КПП представляет собой два устройства – саму коробку передач и гидротрансформатор. ГДТ изначально использовался на кораблях, реализуя связь между ведущим винтом и валом. Позже решение начали применять и на автомобилях, а сам гидротрансформатор является сцеплением АКПП.

Гидравлическая коробка перемены передач

Отличие «автомата» от «механики» заключается в отсутствии привычного фрикционного сцепления. Если просто, гидротрансформатор фактически является турбиной, передавая крутящий момент через масло (жидкость ATF) на крыльчатки. Первая крыльчатка крепится к маховику двигателю, а вторая к валу коробки.

Сегодня автоматы данного типа могут быть адаптивными или иметь режим Типтроник, а также ряд других допрежимов.  Типтроник является имитацией ручного режима, то есть водитель самостоятельно переключает передачи «вверх» и «вниз». Адаптивный вид автомата «приспосабливается» к манере езды конкретного водителя, раскручивая двигатель и переключая передачи так, чтобы водитель получил необходимый результат.

Если ездить плавно, АКПП как можно быстрее включит повышенную передачу, переключения будут происходить на низких оборотах, значительно экономится топливо. Если же постоянно активно нажимать на педаль газа, система будет дольше оставаться на одной передаче и раскручивать ДВС, позволяя добиться активного разгона.

Рассмотрим основные достоинства АКПП:

  • отсутствие педали сцепления, комфорт и безопасность при управлении (преимущественно для начинающих);
  • при должном обслуживании агрегат имеет большой ресурс;
  • АКПП бережет двигатель, позволяя избежать ряда ошибок;
  • передачи переключаются мягко и без рывков;
  • машина не откатывается назад при старте на подъеме;

https://www.youtube.com/watch?v=U3pHAvqDvhE

Следует выделить и недостатки АКПП:

  • в холодное время тратится больше времени на разогрев автомобиля и КПП, могут возникать трудности при запуске;
  • большое количество масла в трансмиссии;
  • запрещена пробуксовка, высокие нагрузки;
  • дорогостоящее обслуживание и регулярная замена масла;
  • снижен КПД по причине потерь в ГДТ;
  • увеличен расход топлива;

Устройство гидравлической коробки перемены передач. Гидротрансформатор

Даже с учетом минусов такой  автомат пользуется большим спросом, так как значительно упрощает вождение, повышает безопасность и предоставляет необходимый комфорт. Также АКПП при условии своевременного и качественного обслуживания имеет  достаточно большой ресурс (как минимум, 250 тыс. км.).

Роботизированная КПП с одним и двумя сцеплениями

РКПП является результатом стремления инженеров объединить все достоинства механической коробки передач и автомата. Фактически, коробка робот — это механика, к которой прикрепили сервоприводы. Указанные механизмы самостоятельно управляют работой сцепления, а также выбирают и включают/выключают передачи.

В салоне, как и в случае с АКПП, остается две педали (газ и тормоз), то есть управлять такой машиной проще. При этом сама коробка имеет фрикционное сцепление, ведущий и ведомый вал (по аналогии с МКПП) и т.д.

Если суммировать, недостатки «робота» следующие:

  • коробка медлительная, совершает при переключении рывки;
  • автомобиль на старте откатывается назад;
  • низкий ресурс сервомеханизмов;

Что касается преимуществ, достоинства роботизированной КПП:

  • нет педали сцепления, переключение передач происходит автоматически;
  • меньший расход горючего;
  • меньше потерь, лучше разгон и более высокий КПД;
  • использование небольшого количества масла (аналогично как и в случае с МКПП).

Роботизированная коробка перемены передач

Однако минусом является высокая стоимость, требовательность к качеству и количеству масла и уровню обслуживания, а также заметно меньший ресурс по сравнению с АКПП (около 150 тыс. км.). Опять же, проблемными являются узлы сцепления, сервомеханизмы, а также мехатроник (аналог гидроблока в автомате с гидротрансформатором).

Бесступенчатая вариаторная КПП

Вариатор CVT является конкурентом для всех остальных автоматических КПП (как роботизированных, так и АКПП). По своему строению такой «автомат» сильно отличается от аналогов. Зачастую сцепление вариаторной КПП представлено гидротрансформатором (по аналоги с АКПП), однако сама коробка вариатор имеет ряд конструктивных особенностей.

После достаточного ускорения ведущий шкив постепенно уменьшается, изменяя диаметр, в этот момент ведомый увеличивается в размерах. Если сравнивать «автомат» АКПП и «вариатор», то коэффициент полезного действия значительно выше у «вариатора» по причине более жесткой связи.

При помощи наиболее рационального и плавного изменения диаметра шкивов водитель не ощущает перехода со ступени на ступень, что исключает толчки,  рывки, задержки. Мощность передается на колеса постоянно, без разрывов.  Даже при отпускании педали газа будет сохраняться  темп и плавность езды после активного разгона.

Существует несколько видов вариаторов, среди которых можно выделить клиноременной и торовый. Главное отличие заключается в том, что в первом случае использован ремень (цепь вариатора), а во втором ведущий и ведомый вал условно соединены специальными роликами. Другими словами, момент передается через указанные ролики.

Достоинства вариаторной КПП:

  • максимальный комфорт;
  • высокий КПД;
  • активный разгон;
  • меньший расход топлива;
  • полное отсутствие толчков и рывков;

Среди недостатков вариаторной КПП можно выделить следующее:

  • высокая стоимость ремонта и отсутствие запчастей;
  • большой объем масла, затрудненный запуск, острая необходимость прогрева вариатора зимой в мороз;
  • сокращение ресурса в результате нагрузок, ограничения на буксировку, выход из строя по причине пробуксовок;
  • необходимость менять ремень вариатора каждые 100 тыс. км;