Система охлаждения двигателя автомобиля: устройство и принцип работы

Характеристика категорий условий эксплуатации

Характеристика,
полученная при полностью открытом
дросселе (карбюраторные и газовые
двигатели) или при полной подаче топлива
(дизельные двигатели) и соответствующая
максимальной мощности двигателя на
каждом скоростном режиме, называется
внешней
скоростной характеристикой.
Любая точка на кривой внешней характеристики
характеризует полную нагрузку двигателя
(рис. 4.4).

рис.
4.4. Внешняя скоростная характеристика

Характеристики,
полученные при неполностью открытом
дросселе или неполных подачах топлива,
называются частичными
скоростными характеристиками.
Любая точка на кривых частичных
характеристик характеризует неполные
нагрузки.

В
соответствии с этим изменяется характер
скоростных характеристик, на рис. 4.5
показаны внешняя скоростная характеристика
(сплошные кривые) и частичная скоростная
характеристика (пунктирные кривые).

Рис.
4.5. Внешняя и частичная скоростные
характеристики

Дизельный
двигатель, имеющий всережимный регулятор,
при уменьшении нагрузки работает на
более бедной смеси, вследствие чего
температуры газов в цилиндрах понижаются
и тепловые потери в стенки сокращаются,
а насосные потери при уменьшении нагрузок
остаются почти без изменения.

Однако
большие, чем в карбюраторных двигателях,
механические потери при уменьшении
нагрузки быстрее возрастают по
относительной величине, несколько
ухудшая топливную экономичность дизеля
при его малых нагрузках. Числа оборотов,
соответствующие наибольшим эффективным
мощностям дизелей при частичных нагрузках
и наличии регулятора, сдвигаются в
сторону меньших оборотов только при
сильном их уменьшении.

Нагрузочной
характеристикой
называется зависимость часового и
удельного расходов топлива от мощности,
крутящего момента или среднего
эффективного давления двигателя при
постоянном числе оборотов. Для снятия
характеристик по нагрузке необходимы
следующие условия:постоянное число
оборотов;

установившийся температурный
режим двигателя; регулировка карбюратора
в соответствии с инструкцией завода
карбюраторные двигатели); наивыгоднейший
для данного режима оборотов угол
опережения зажигания (карбюраторные
двигатели) или угол опережения впрыска
(дизельные двигатели).

На
рис. 4.7. приводятся нагрузочные
характеристики двигателей ЗИЛ-131 и
ЯМЗ-236. Нагрузочные, характеристики
позволяют оценить экономичность
двигателя при различных режимах работы
(по оборотам и нагрузке).

Рис.
4.7. Нагрузочные характеристики

Маркировка
двигателей

VDS-описательная
часть(6 знаков)

VIS-указательная
часть(8 знаков)

1-3
–базовая модель двигателя

4-модификация
двигателя

Схема системы охлаждения двигателя Принцип дейстивя и устройство системы охлаждения двигателя

5-особое
исполнение двигателя(экспортное
исполнение)

6-код
исполнения и комплектность двигателя

*-специальный
разделительный символ

7-модельный
год выпуска

8-14
–порядковый номер

Кол-во
цифр,обозначающих порядковый номер
двигателя может составлять 4-8

При
маркировке могут использовать некоторые
спец.символы

Категория
условий эксплуатации

Типичные
группы условий работы автомобиля

Техническая
категория дорог

I

II

III

  1. Автомобильные
    дороги с асфальтобетонным,
    цементнобетонным и приравнеными к
    ним покрытиями за пределами пригородной
    зоны

  2. Автомобильные
    дороги с асфальтобетонным,
    цементнобетонным и приравнеными к
    ним покрытиями в пригородной зоне,
    улицы небольших городов (с населением
    до 100 тыс. жителей)

  3. Автомобильные
    дороги с асфальтобетонным,
    цементнобетонным и приравнеными к
    ним покрытиями в горной местности

  4. Улицы
    больших городов

  5. Автомобильные
    дороги со щебеночным или гравийным
    покрытием

  6. Автомобильные
    грунтовые профелированые и лесовозные
    дороги

  7. Автомобильные
    дороги со щебеночным или гравийным
    покрытием в горной местности

  8. Непрофелированые
    дороги и стерня

  9. Карьеры,
    котлованы и временные подъездные
    пути

I,
II, III

I,
II, III

I,
II, III

IV,
V

V

IV,
V

¾

¾

Таблица 3.3.

Принцип работы системы

Система
зажигания
предназначена для воспламенения
топливно-воздушной смеси бензинового
двигателя.

1.контактная
система зажигания;

Система охлаждения двигателя автомобиля: устройство и принцип работы

2.бесконтактная
(транзисторная) система зажигания;

3.электронная
(микропроцессорная) система зажигания.

4.зажигание
от магнето

Главная функция системы охлаждения заключается в отведение избыточного тепла, исходящего от ДВС и предотвращение его перегрева. А в зимний период времени она обеспечивает, обогрев салона автомобиля при помощи радиатора отопителя. В стандартных системах циркуляции она охлаждает нагреваемые детали, а в современных автомобилях выполняет еще ряд дополнительных функций, таких как:

  1. Охлаждает рабочую жидкость АКПП.
  2. Охлаждает масло в системе смазки.
  3. Нагревает воздух.
  4. Охлаждает отработанные картерные газы.

Принцип работы системы охлаждения двигателя выглядит таким образом: цилиндры, находящиеся в блоке цилиндров, окружены так называемой «водяной подушкой» из охлаждающей жидкости (ОЖ), которая постоянно циркулирует, благодаря чему достигается оптимальная рабочая температура.В качестве ОЖ используют антифриз и тосол, а в качестве исключения можно добавить дистиллированной воды.

Коснемся этого вопроса поверхностно, поскольку более подробно он описывается в материале «схема циркуляции охлаждающей жидкости». Теплообмен осуществляется антифризом, который циркулирует по всей системе под давлением. Оно создается работой водяного насоса.

Система охлаждения двигателя автомобиля: устройство и принцип работы

Когда мотор еще холодный, то движение антифриза происходит по малому кругу. В этом процессе еще не принимает участия радиатор. Именно таким образом удается быстрее достичь требуемого температурного режима для силового агрегата. Когда температура достигает нужной точки, открывается термостат, начиная движение антифриза по большому кругу с заходом в радиатор.

Процесс охлаждения становится более интенсивным, потому что принимает участие та рабочая жидкость, которая находится в радиаторе и ранее не была использована. Для снижения температуры в самом радиаторе применяется атмосферный воздух из окружающей среды.

Система охлаждения двигателя содержит следующие элементы:

  • Рубашка охлаждения или «водяная рубашка». Представляет собой систему каналов проходящих в блоке цилиндров.
  • Радиатор охлаждения — устройство для охлаждения самой жидкости. Состоит из каналов изогнутых труб и металлических рёбер для лучшей теплоотдачи. Охлаждение происходит как благодаря встречному потоку воздуха, так и внутренним вентилятором.
  • Вентилятор. Элемент системы охлаждения, предназначенный для усиления потока воздуха. На современных автомобилях он включается только при срабатывании температурного датчика, когда радиатор неспособен полноценно охладить жидкость встречным потоком воздуха. В старых моделях автомобилей вентилятор работает постоянно. Вращение на него передаётся от коленчатого вала через ременной привод.
  • Насос или помпа. Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам системы. Приводится в действие с помощью ременного или шестерёнчатого привода от коленчатого вала. Как правило, мощные двигателя с прямым впрыском топлива комплектуются дополнительным насосом.
  • Термостат. Важнейшая деталь системы охлаждения, контролирующая циркуляцию по большому кругу охлаждения. Основной задачей является обеспечение нормального температурного режима при эксплуатации транспортного средства. Обычно установлен на стыке входного патрубка и рубашки охлаждения.
  • Расширительный бачок — ёмкость необходимая для сбора избытка охлаждающей жидкости возникающего в процессе её нагревания.
  • Радиатор отопления или печка. По своему устройству похож на радиатор охлаждения в меньшем размере. Однако, используется исключительно для обогрева салона автомобиля в зимний период и непосредственной роли в охлаждении ДВС не играет.

В целом работа системы довольно проста. Приведённый в действие гидравлический насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по рубашке блока цилиндров. Скорость циркуляции зависит от количества оборотов коленчатого вала ДВС.

Антифриз, проходящий по каналам в блоке цилиндров, отводит излишек тепла от агрегата и поступает обратно в приёмный отсек помпы, минуя термостат. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 80-90оС, термостат открывает большой круг циркуляции, блокируя малый.

Здесь дана только общая, упрощенная схема работы системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Современные системы управления двигателем на самом деле учитывают множество параметров, как то: температуру рабочей жидкости в системе охлаждения, температуру масла, температуру за бортом и прочее, и уже на основе собранных данных реализуют оптимальный алгоритм включения в работу тех или иных устройств.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

_____________________________________________________________________________________________________________________

Принцип работы системы

Создание
высокого напряжения и распределение
его по цилиндрам в данной системе
происходит с помощью контактов.

Устройство
контактной системы зажигания: источник
питания; выключатель зажигания;
механический прерыватель тока низкого
напряжения; катушка зажигания; механический
распределитель тока высокого напряжения;
центробежный регулятор опережения
зажигания; вакуумный регулятор опережения
зажигания; высоковольтные провода;
свечи зажигания.

Механический
прерыватель
предназначен для размыкания цепи низкого
напряжения. При размыкании контактов
во вторичной цепи катушки зажигания
наводится высокое напряжение. Для защиты
контактов от обгорания в цепь параллельно
контактам включен конденсатор.

Катушка
зажигания
служит для преобразования тока низкого
напряжения в ток высокого напряжения.

Механический
распределитель
обеспечивает распределение тока высокого
напряжения по свечам цилиндров двигателя.
Распределитель состоит из ротора
(обиходное название «бегунок») и крышки.
В крышке выполнены центральный и боковые
контакты. На центральный контакт подается
высокое напряжение от катушки зажигания.
Через боковые контакты высокое напряжение
передается на соответствующие свечи
зажигания.

Прерыватель
и распределитель конструктивно объединены
в одном корпусе и приводятся в действие
от коленчатого вала двигателя. Данное
устройство имеет называется трамблер

Центробежный
регулятор опережения зажигания
служит для изменения угла опережения
зажигания в зависимости от числа оборотов
коленчатого вала двигателя.

Вакуумный
регулятор опережения зажигания
обеспечивает изменение угла опережения
зажигания в зависимости от нагрузки на
двигатель. Нагрузка на двигатель
определяется степенью открытия
дроссельной заслонки. Вакуумный регулятор
соединен с полостью за дроссельной
заслонкой и, в зависимости от степени
разряжения в полости, изменяет угол
опережения зажигания.

Принцип работы
контактной системы зажигания

При
замкнутом контакте прерывателя ток
низкого напряжения протекает по первичной
обмотке катушки зажигания. При размыкании
контактов во вторичной обмотке катушки
зажигания индуцируется ток высокого
напряжения. По высоковольтным проводам
ток высокого напряжения подается на
крышку распределителя, от которой
распределяется по соответствующим
свечам зажигания с определенным углом
опережения зажигания.

При
увеличении оборотов коленчатого вала
двигателя, увеличиваются обороты вала
прерывателя распределителя. Грузики
центробежного регулятора опережения
зажигания под действием центробежной
силы расходятся, перемещая подвижную
платину с кулачками прерывателя.

2.Бесконтактная
система зажигания
является конструктивным продолжение
контактно-транзисторной системы
зажигания. В данной системе зажигания
контактный прерыватель заменен
бесконтактным датчиком.Применение
бесконтактной системы зажигания
позволяет повысить мощность двигателя,
снизить расход топлива и выбросы вредных
веществ за счет более высокого напряжения
разряда (30000В) и соответственно более
качественного сгорания топливно-воздушной
смеси.

источник
питания; выключатель зажигания; датчик
импульсов; транзисторный коммутатор;
катушка зажигания; распределитель;
центробежный регулятор опережения
зажигания; вакуумный регулятор опережения
зажигания; провода высокого напряжения;
свечи зажигания.

В
целом устройство
бесконтактной системы зажигания
аналогично контактной
системе зажигания, за исключением
следующих устройств: датчика импульсов
и транзисторного коммутатора.

Датчик
импульсов
предназначен для создания электрических
импульсов низкого напряжения. Различают
датчики импульсов следующих типов:
датчик Холла; индуктивный датчик;
оптический датчик.

Датчик
Холла состоит
из постоянного магнита, полупроводниковой
пластины с микросхемой и стального
экрана с прорезями. Прорезь в стальном
экране пропускает магнитное поле и в
полупроводниковой пластине возникает
напряжение. Стальной экран не пропускает
магнитное поле, и напряжение на
полупроводниковой пластине не возникает.
Чередование прорезей в стальном экране
создает импульсы низкого напряжения.

Датчик
импульсов конструктивно объединен с
распределителем и образуют одно
устройство – датчик-распределитель.

Транзисторный
коммутатор
служит для прерывания тока в цепи
первичной обмотки катушки зажигания в
соответствии с сигналами датчика
импульсов. Прерывание тока осуществляется
за счет отпирания и запирания выходного
транзистора.

Принцип работы
бесконтактной системы зажигания

При
вращении коленчатого вала двигателя
датчик-распределитель формирует импульсы
напряжения и передает их на транзисторный
коммутатор. Коммутатор создает импульсы
тока в цепи первичной обмотки катушки
зажигания. В момент прерывания тока
индуцируется ток высокого напряжения
во вторичной обмотке катушки зажигания.

При
увеличении оборотов коленчатого вала
регулирование угла опережения зажигания
осуществляется центробежным регулятором
опережения зажигания. При изменении
нагрузки на двигатель регулирование
угла опережения зажигания производит
вакуумный регулятор опережения зажигания.

3.Электронной
(микропроцессорной) системой зажигания
называется система, в которой создание
и распределение тока высокого напряжения
по цилиндрам двигателя осуществляется
с помощью электронных устройств.

На
современных автомобилях электронная
система зажигания является составной
частью системы
управления двигателем. Данная система
осуществляет управлениеобъединенной
системой впрыска и зажигания.

источник
питания; выключатель зажигания; входные
датчики; электронный блок управления;
катушка (катушки) зажигания; провода
высокого напряжения; свечи зажигания.

Входные
датчики
фиксируют текущие параметры работы
двигателя и преобразуют их в электрические
сигналы. К входным датчикам относятся:
датчик частоты вращения коленчатого
вала двигателя; датчик массового расхода
воздуха; датчик детонации; датчик
температуры воздуха;

Микропроцессорная
система зажигания не имеет механического
распределителя. Функции создания
импульсов напряжения и распределения
тока высокого напряжения по цилиндрам
двигателя осуществляет электронный
блок управления.
Работа блока основана на обработке
сигналов входных датчиков.

Принцип работы
электронной системы зажигания

В
соответствии с сигналами датчиков
электронный блок управления вычисляет
оптимальные параметры работы системы,
в соответствии с которыми подается
напряжение на катушку зажигания. В цепи
первичной обмотки катушки зажигания
начинает протекать ток.

При прерывании
напряжения, во вторичной обмотке катушки
индуцируется ток высокого напряжения.
По высоковольтным проводам или
непосредственно с катушки ток высокого
напряжения подается к соответствующей
свече зажигания. Создающаяся искра в
свече зажигания воспламеняет
топливно-воздушную смесь.

При
увеличении нагрузки на двигатель
управление углом опережения зажигания
осуществляется с помощью датчика
массового расхода воздуха. Дополнительную
информацию о процессе воспламенения и
сгорания топливно-воздушной смеси дает
датчик детонации. Другие датчики
представляют дополнительную информацию
о режимах работы двигателя.

4.
Зажигание от магнето

Магнето
представляет собой прибор, вырабатывающий
ток низкого напряжения, преобразующий
его в ток высокого напряжения и
распределяющий ток высокого напряжения
по свечам цилиндров двигателя.

При
зажигании от магнето ток низкого
напряжения имеет переменное направление
и, будучи преобразованным в ток высокого
напряжения, используется только для
воспламенения смеси.

По
конструктивному исполнению магнето
бывают: с вращающимся якорем, с вращающимся
магнитным коммутатором или с вращающимся
магнитом. В настоящее время используется
магнето с вращающимся магнитом.

Магнитом
(ротором) является двухполюсный магнит,
вращающийся вокруг своей продольной
оси между полюсными башмаками (2)
стоек сердечника (3).
Железный сердечник с двумя стойками
имеет П-образную форму и соединен с
массой. На сердечнике намотаны две
обмотки: первичная (4)
и вторичная (5).

Первичная обмотка (4)
припаяна одним концом к сердечнику (3),а другим –
к неподвижному контакту (6)
механического прерывателя. Вторичная
обмотка (5)
одним концом соединена с первичной, а
другим – через центральный контакт и
угольную щетку (7)
с токоприемником вращающегося электрода.

Последний закреплен на барабане (роторе)
распределителя. Рычажок (8)
подвижного контакта механического
прерывателя соединен через пружину с
массой. Кулачок (9)
механического прерывателя закреплен
при помощи винта на магните и вращается
вместе с ним.

Параллельно контактам
механического прерывателя включен
конденсатор (10).
Барабан (ротор) распределителя вращается
между двумя секторами (12)
статора. В секторы статора запрессованы
неподвижные электроды, к клеммам которых
подключены провода от свечей (13).

Магнит (ротор) (1)
приводится во вращение от двигателя, а
барабан распределителя – шестеренчатой
передачей от ротора магнита. Выключение
зажигания производится выключателем
(14).
При выключении первичная обмотка
замыкается на массу, минуя прерыватель.

Радиатор и вентилятор

Радиатор системы охлаждения двигателя является одним из главных элементов и предназначен для рассеивания в атмосферу тепла, отведенного от ДВС охлаждающей жидкостью, а также отвечает за состояние температуры движка. Конструктивно радиатор изготовлен из множества трубочек с ребрами, которые увеличивают теплоотдачу.

Вентилятор системы охлаждения двигателя предназначен для повышения эффективности работы радиатора. Их существует 3 вида, в зависимости от привода:

  1. Электрический.
  2. Гидравлический.
  3. Механический.

Наиболее распространенные вентиляторы с электрическим приводом. Работа вентилятора приводится в действие при срабатывании датчика ОЖ, тем самым усиливая воздушный поток. В случае, когда забились соты радиатора, их можно попробовать почистить при помощи специальных средств, иногда такой способ помогает.

Визуально радиатор отопителя схож с основным радиатором, однако он меньших размеров и устанавливается внутри салона автомобиля. Главная его задача заключается в обогреве салона автомобиля в зимний период времени. К слову, его поломка является распространенной неисправностью зимой, а, например, у автомобилей Калина, он часто проваливается из-за неудобного крепления, и в следствии перестает поступать тепло в салон автомобиля.

Недостаточное охлаждение двигателя может быть связано с проблемами работы радиатора и вентилятора. В первую очередь стоит помнить, что слишком сильно забитый пылью и насекомыми радиатор неспособен полноценно охлаждаться как встречным потоком воздуха, так и вентилятором. Нередко его чистка решает проблему с охлаждением.

И всё же, возможны и более серьёзные ситуации — трещины радиатора, которые могут возникнуть, как при ДТП, так и в результате коррозии. Радиатор в большинстве случаев можно восстановить. Латунные и медные ремонтируются с помощью пайки, а алюминиевые специальными герметиками.

Перед началом пайки места повреждения тщательно зачищаются наждачной шкуркой, до появления металлического блеска. После, трещина обрабатывается паяльным флюсом и с помощью мощного паяльника наносится равномерный слой припоя (см. видео).

Алюминиевый радиатор запаять не получиться, однако для их ремонта предлагаются специальные герметики или же можно использовать обычную «холодную сварку». Перед началом заделывания трещин важно хорошо зачистить дефектные места. Клеящая масса хорошо разминается до однородного состояния и наносится на проблемный участок.

Устройство и схема жидкостной (водяной) системы охлаждения двигателя

Помпа в автомобиле предназначена для постоянной циркуляции, работающей ОЖ. В водяном насосе зачастую существует два привода: ременный или шестеренный. В автомобили, у которых ДВС дополнительно оснащен турбонадувом, помимо основной помпы, устанавливается еще дополнительная, которая обеспечивает более эффективное охолаживание турбокомпрессора и надувочного воздуха.

«Водяная рубашка» — это система каналов для циркуляции ОЖ, которые проходят через головку блоков цилиндров (ГБЦ) и служат для вывода избыточного тепла, тем самым охлаждая двигатель внутреннего сгорания.

Одной из причин перегрева силового агрегата машины может стать неисправность помпы системы охлаждения. Чаще всего проблема заключается в том, что приводной ремень гидронасоса оборвался либо его натяг слишком слабый. В таком случае помпа перестанет качать антифриз, либо будет это делать не полноценно.

Возникают ситуации, когда неполадка кроется в самой помпе: износ крыльчатки, подшипника, иногда возможна даже трещина вала. Кроме всего прочего, стыки соединения патрубков с помпой могут быть не герметичны, и создаваемое насосом давление спровоцирует протечку охлаждающей жидкости.

Проверить работоспособность самого насоса можно зажав пальцами верхний шланг радиатора на несколько секунд при работающем агрегате. Исправная помпа создаст сильное давление и после отпускания шланга появится ощущение, что жидкость быстро побежала по магистрали.

Насос охлаждающей жидкости в отличие от термостата можно заменить частично, но нередко автовладельцы предпочитают полноценно менять механизм.

Замена насоса:

  1. В первую очередь необходимо отключить массу автомобиля от аккумулятора, а поршень первого цилиндра должен находиться в верхней мёртвой точке. Произвести демонтаж ролика для натяга ремня и снять шкив распредвала.
  2. Далее, следует слить охлаждающую жидкость с нижней пробки в радиаторе.
  3. Открутив крепёжные болты помпы её нужно отсоединить от блока цилиндров.
  4. Оценив визуально снятый механизм важно определить его износ. Если крыльчатка, сальник и приводная шестерня имеют повреждения помпу лучше заменить полностью.
  5. Новый механизм должен устанавливаться с новой прокладкой, поскольку прежняя может иметь даже мелкие повреждения, которые впоследствии приведут к утечке охлаждающей жидкости. Помпа устанавливается таким образом, чтобы номер, указанный на корпусе, смотрел вверх.
  6. Дальнейшая сборка проводится в обратном порядки разборки. Охлаждающую жидкость лучше залить новую, но можно использовать и ту, которая была, если её ресурс ещё не исчерпан.

Основными элементами системы жидкостного охлаждения двигателя как бензинового, так и дизельного являются:

  1. «водяная рубашка» двигателя;
  2. радиатор системы охлаждения;
  3. вентилятор;
  4. центробежный насос (помпа);
  5. термостат;
  6. расширительный бачок;
  7. радиатор отопителя;
  8. элементы управления.
  1. «Водяная рубашка» представляет собой сообщающиеся полости между двойными стенками двигателя в местах, откуда необходим отвод избыточного тепла посредством циркуляции охлаждающей жидкости.
  2. Радиатор системы охлаждения служит для отдачи тепла в окружающую среду. Радиатор выполняется из большого количества изогнутых (в настоящее время чаще всего алюминиевых) трубок, имеющих дополнительные ребра для повышения теплоотдачи.
  3. Вентилятор предназначен для усиления потока набегающего воздуха на радиатор системы охлаждения (работает в сторону двигателя) и включается посредством электромагнитной (иногда – гидравлической) муфты от сигнала датчика при превышении порогового значения температуры охлаждающей жидкости. Вентиляторы охлаждения с постоянным приводом от двигателя встречаются в настоящее время довольно редко.
  4. Центробежный насос (помпа) служит для обеспечения бесперебойной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения работающего двигателя. Привод помпы от двигателя осуществляется механическим путем: ремнем, реже — шестернями. Некоторые двигатели, такие как: двигатели с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, могут оснащаться двухконтурной системой охлаждения — дополнительной помпой для указанных агрегатов, подключаемой по команде с электронного блока управления двигателем при достижении порогового значения температур.
  5. Термостат – прибор, представляющий собой биметаллический, реже — электронный клапан, установленный между «рубашкой» двигателя и входным патрубком радиатора охлаждения. Назначение термостата – обеспечение оптимальной температуры охлаждающей жидкости в системе. При холодном двигателе термостат закрыт, и циркуляция охлаждающей жидкости происходит «по малому кругу» — внутри двигателя, минуя радиатор. При увеличении температуры жидкости до рабочего значения термостат открывается, и система начинает работать в режиме максимальной эффективности.
  6. Системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания в большинстве своем представляют собой системы закрытого типа, а потому в их состав включается расширительный бачок, компенсирующий изменение объема жидкости в системе при изменении температуры. Через расширительный бачок обычно и заливается охлаждающая жидкость в систему.
  7. Радиатор отопителя – это, по сути, радиатор системы охлаждения, уменьшенный в размерах и установленный в салоне автомобиля. Если радиатор системы охлаждения отдает тепло в окружающую среду, то радиатор отопителя – непосредственно в салон. Для достижения максимальной эффективности отопителя забор рабочей жидкости для него из системы осуществляется в самом «горячем» месте — непосредственно на выходе из «рубашки» двигателя.
  8. Основным элементом в цепи устройств управления системой охлаждения является температурный датчик. Сигналы с него поступают на контрольный прибор в салоне автомобиля, электронный блок управления (ЭБУ) с настроенным соответствующим образом программным обеспечением и, через него — на иные исполнительные устройства. Список этих исполнительных устройств, расширяющих стандартные возможности типовой системы жидкостного охлаждения достаточно широк: от управления вентилятором, до реле дополнительной помпы в двигателях с турбонаддувом или непосредственным впрыском топлива, режимом работы вентилятора двигателя после остановки, и так далее.


Определение потребности в тех.
Облсуживании, путём сопоставления
фактических значений параметров с
предельно допусимыми.


Прогнозирование момента появления
неисправности, отказа.


Оценка качества выполнения работ по
ТО.


Выявление причин неисправности, отказа
агрегатов и узлов.


Установление наиболее эффективного
способа устранения неисправности.


Контроль качества выполнения ремонтных
работ.

Износ термостата

Следующий не маловажный узел – это термостат. Главное его предназначение в системе охлаждения двигателя заключается в регулировке потоков ОЖ, ускорении прогрева двигателя и поддержании заданной рабочей температуры при всех режимах работы ДВС. Устанавливается термостат зачастую в патрубке, выходящем из радиатора.

При высокой температуре ДВС в термостате отрывается клапан и ОЖ циркулирует по большому кругу, подключая к работе радиатор. Иными словами, в том случае, когда термостат закрыт, он продвигает охлаждающую жидкость по малому кругу в «водяной рубашке», а когда он открыт, то направляет жидкость в радиатор.

Наиболее часто неполадки в системе связаны именно с клапаном переключающим круги циркуляции, он же термостат. Если деталь заклинивает в одном положении или клапан перекрывает каналы кругов циркуляции неплотно, прогрев двигателя может занять значительно больше времени или наоборот, агрегат начнёт сильно перегреваться без достаточного охлаждения.

Как правило, поломка термостата связана с нарушением его целостности. Основой клапана является термический воск, который при нагревании расширяется и сдавливает мембрану, открывающую большой круг циркуляции. Если воск по какой-либо причине вытек из детали, то клапан перестанет функционировать и антифриз не сможет полноценно охлаждаться.

Также причиной износа может стать несвоевременная замена охлаждающей жидкости или её низкое качество. Коррозия пружины термостата вызывает заклинивание детали в открытом или реже закрытом положении. В обоих случаях двигатель не сможет работать в нормальном температурном диапазоне — жидкость будет либо постоянно охлаждаться, даже когда в этом нет необходимости, либо наоборот, всё время будет горячей.

Определить износ довольно просто и это можно сделать двумя способами. Проще всего проверку произвести несъёмным методом. Для этого сразу после запуска двигателя следует потрогать входной патрубок радиатора. Если он стал тёплым почти сразу после пуска ДВС, это говорит о том, что термостат заклинило в открытом положении.

Более точно удостовериться в том, что причина некорректной работы системы охлаждения заключается именно в неисправности термостата можно путём его демонтажа. Снятый клапан кладётся в ёмкость с водой и подвергается нагреву. Когда температура воды достигнет 90оС, исправный клапан обязательно должен сработать — шток термостата сместится. Если этого не происходит, можно с уверенностью считать деталь неисправной.

Вышедший из строя термостат не подлежит ремонту, а требует обязательной замены. Его стоимость для большинства автомобилей редко превышает 1000 рублей. Клапан вполне можно заменить самостоятельно, без посещения автосервиса.


по параметрам рабочих процессов
(например, по расходу топлива, мощности
двигателя, тормозному пути), измеряемым
при наиболее близких к эксплуатационным
условиям режимах;


по параметрам сопутствующих процессов
( например, посторонним шумам, нагреву
деталей и узлов, вибрациям), также
измеряемым при наиболее близких к
эксплуатационным условиям режимах;


по структурным параметрам ( например,
зазорам, люфтам), измеряемым у неработающих
механизмов. (Структурный
параметр – физическая величина,
непосредственно отражающая техническое
состояние механизма.)

4.1
Встроенное, (датчики и приборы на панели
приборов) являются составной частью
автомобиля, для непрерывного или частого
измерения параметров тех. состония
автомобиля и всех его систем в отдельности.
Оборудование от производителя.

4.2
Внешнее: — Стационарные стенды с беговыми
барабанами позволяют имитировать
условия движения и нагрузки, с помощью
данного стенда можно проверить основные
характеристики всех узлов и агрегатов,
сравнить их с номинальными. Также
новейшие стенды развал-схождения и т.
д


Посты диагностики отдельных агрегатов
оснащаются спец. приборами и приспособлениями
для измерения и контроля параметров
агоегата и выявления их неисправности.


Передвижные станции предназначены для
проверки тех. состояния и обслуживания
автомобилей вне СТОА.

Бачок расширительный с пробкой-клапаном

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя предназначен для поддержания необходимого уровня ОЖ. Со временем при работе и изменении температуры жидкости, меняется и ее объем, что необходимо компенсировать доливкой ОЖ. Необходимо всегда следить за уровнем и в случае минимально допустимого уровня доливать ее. Также немаловажной деталью является крышка-клапан расширительного бачка.

Неисправности

За время эксплуатации автомобиля могут возникать различные неисправности с охлаждением. Следует рассмотреть наиболее распространенные: воздух в системе охлаждения, давление в системе, поломка термостата или помпы, течь.

Избыточное давление в системе охлаждения двигателя может повредить резиновые патрубки или радиаторы. Проще говоря, их может просто разорвать. Допустимые показатели варьируются в пределах от 1,2 до 2,0 атмосфер. За нормальное давление отвечает крышка-клапан расширительного бачка, которая в случае необходимости открывается и выпускает лишний пар.

В случае выхода из строя термостата или помпы такая поломка устраняется путем замены на новую деталь. Бывают случаи, когда автомобилист обнаружил следы течи, а до ближайшего СТО еще необходимо доехать, тогда чтобы не перегреть ДВС используют герметик для системы охлаждения двигателя.

Этот подраздел необходим для того, чтобы водители знали, с чем им возможно придется столкнуться в дороге и были потенциально готовы к устранению неполадок. Самой распространенной является подтекание рабочей жидкости из системы. Обычно шланги и патрубки в ходе эксплуатации утрачивают свою эластичность и не могут обеспечить прежней герметичности.

Создается воздушная пробка, и антифриз начинает покидать систему в наиболее слабом месте. Подтверждением тому выступают пятна на асфальте после стоянки транспортного средства. Необходимо безотлагательно проверить места соединений, а также следить за уровнем в расширительном бачке.

Еще один печально известный вариант — заклинивание термостата из-за его физического срабатывания. Если жидкость будет проходить лишь по малому кругу, то это приведет к перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями. То же самое касается разгерметизации радиатора или отложение солей, которые нарушают отвод излишнего объема тепла.

Одним из самых дорогостоящих является выход из строя помпы охлаждения (водяного насоса). Свидетельством тому является характерный свистящий звук подшипника насоса. Решение только одно — замена данного узла новым.

Уберечь от появления солевых отложений поможет промывка системы, к которой периодически прибегают опытные автолюбители. Это вполне реально выполнить самостоятельно, используя специально предназначенные средства. Сначала мотору дают остыть, затем удаляют весь объем рабочей жидкости из системы.

На этом будем подводить итоги, уважаемые подписчики и читатели. Если у вас есть вопросы по поводу функционирования и ремонта охлаждающей системы — можете задавать их в комментариях. Не забывайте подписаться на обновления блога! С вами был Андрей Кульпанов. Пока!

Последствиями неисправности охлаждения становятся перегрев или переохлаждение двигателя. Перегрев может быть вызван недостаточностью жидкости в системе, нестабильной работой помпы или вентилятора. Также неправильной работой термостата, когда он должен открыть большой круг охлаждения.

Неисправности системы охлаждения двигателя могут быть вызваны сильным загрязнением радиатора, зашлакованностью магистралей, плохой работой крышки радиатора, расширительного бачка или некачественным антифризом.

Процесс промывки

Планово-предупредительная
система технического обслуживания и
ремонта подвижного состава

Для поддержания
подвижного состава автомобильного
транспорта в технически исправном
состоянии, необходимом для нормальной
эксплуатации, принята планово-предупредительная
система технического обслуживания и
ремонта.

Технически исправное
состояние подвижного состава достигается
путем технического обслуживания и
ремонта.

Техническое
обслуживание
проводится принудительно в плановом
порядке через определенные пробеги или
время простоя подвижного состава.

Ремонт
предназначен для восстановления и
поддержания работоспособности подвижного
состава, устранения отказов и
неисправностей, возникших при работе
или выявленных в процессе технического
обслуживания. Ремонтные работы выполняются
как по потребности (после появления
соответствующего отказа или неисправности),
так и по плану через определенный пробег
или время работы подвижного состава —
предупредительный
ремонт.

Техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава
производят с предварительным контролем
или без него. Основным методом проведения
контрольных работ является диагностика,
которая служит для определения
технического состояния автомобиля и
агрегатов без разборки.


Цель диагностики
при техническом обслуживании заключается
в определении действительной потребности
в производстве работ, выполняемых при
каждом обслуживании, и прогнозировании
момента возникновения отказа или
неисправности.

Цель диагностики
при ремонте заключается в выявлении
причин отказа или неисправности и
установлении наиболее эффективного
способа их устранения.

ТРЛЕГКОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ

Основой
организации работ на СТО является
Положение о техническом обслуживании
и ремонте легковых автомобилей.Данное
положение обязательно для всех СТО
производящих ТО и ремонт этих автомобилей.

Техническое
обслуживание автомобилей представляет
собой комплекс работ, направленных на
предупреждение отказов и неисправностей.,
под-держание автомобилей в исправном
состоянии и обеспечение надежной,безопасной
и экологичной их эксплуатации. Техническое
обслуживание включает следующие виды
работ: контрольно-диагностические,
крепежные, регулировочные, электротехнические,
работы по системе питания, заправочные,
смазочные и другие.

По
периодичности, перечню и трудоемкости
выполнения работы по ТО

легковых
автомобилей подразделяются на следующие
виды: ежедневное техническое обслуживание
(ЕО); периодическое техническое
обслуживание (ТО), сезонное обслуживание
(СО).

ЕО
включает заправочные работы и контроль,
направленный на каждо-дневное обеспечение
безопасности и поддержание надлежащего
внешнего вида автомобиля. Большей частью
ЕО выполняется владельцем автомобиля
перед выездом, в пути или по возвращении
на место стоянки.

ТО
предусматривает выполнение определенного
объема, работ через установленный
эксплуатационный пробег автомобиля. В
соответствии с нормативами ТО легковых
автомобилей по периодичности ЕО один
раз в сутки, ТО-1 через 4000 км, ТО-2 через
16000 км пробега.

СО-предусматривает
выполнение ТО и дополнительных операций
по подготовке автомобиля к зимней или
летней эксплуатации согласно рекомендациям
заводов-изготовителей.

Ремонтом
называется комплекс работ по устранению
возникших неисправностей и восстановление
работоспособности автомобиля в целом
или агрегата. Ремонт автомобиля
осуществляется по необходимости и
включает контрольно-диагностические
, разборочно-сварочные , слесарные ,
механические ,сварочные , жестяницкие
,окрасочные ,электротехнические
работы.

Основная
часть работ по ТО и ТР выполняется на 2
постах производственного корпуса в
зоне ТО и ТР автомобилей . Кроме того
работы по обслуживанию и ремонту приборов
системы питания иэлектрооборудования
выполняются на участке диагностики ,
сварочные , жестяницкие , кузовные ,
шиномонтажные , вулканизационные ,
малярные на специализированных участках
. Аккумуляторные работы проводятся на
аккумуляторном участке и частично
работы по ремонту оборудования .

В первую очередь, перед промывкой сливается вся охлаждающая жидкость через выпускную пробку на радиаторе, расположенную в самом низу, и на блоке цилиндров для удаления остатков.

После слива пробки заново закручиваются и в расширительный бачок заливается вода с лимонной кислотой или лучше специальная очищающая жидкость.

Далее, двигатель запускается и работает в холостом режиме на протяжении 15 минут. При этом следует проследить за тем, чтобы открылся большой круг циркуляции. Также при промывке не стоит забывать о том, что салонная печка должна работать в режиме максимального обогрева.

Залив новой охлаждающей жидкости можно проводить сразу же после окончания промывки. Наливать тосол или антифриз в расширительный бочок следует аккуратно и медленно во избежание образования воздушных пробок в системе.

Когда бачок заполниться почти полностью его нужно закрыть и запустить ДВС на несколько минут чтобы жидкость равномерно распространилась по системе. Далее, после отключения агрегата, тосол или антифриз доливаются до уровня между отметками максимума и минимума на бочке.

В заключение стоит сказать, что принципиальной разницы в использовании тосола или антифриза нет. Однако во многих странах мира автопроизводители давно перестали использовать тосол, поскольку его эффективность несколько ниже. Современный антифриз изготавливается с применением новейших технологий и в большей степени защищает двигатель от перегрева, а магистрали системы охлаждения от загрязнения.

Итог

Пришло время подвести итоги по изложенной информации. Охлаждение ДВС играет немаловажную роль для правильной и стабильной работы автомобиля. Следует не забывать следить за состоянием узлов, отвечающих за охлаждение, а по мере ухода ОЖ из расширительного бачка доливать ее.

ПОДРОБНОСТИ:   Как проверить втягивающее реле стартера на исправность