Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 карбюратор

Механическое принудительное охлаждение радиатора Ваз 2107

На старых моделях ВАЗ радиатор охлаждался при помощи крыльчатки, насаженной на ротор водяной помпы. Такое решение обеспечивало постоянный обдув радиатора при заеденном двигателе. Учитывая, что конструкция ВАЗ 2107 мало отличается от «предшественников», установить такую крыльчатку не составит труда.

Достоинство такого решения – надежность. Принудительный механический обдув радиатора гарантирует, что автомобиль не закипит, стоя в пробке в жаркий день. Но при этом эффективность обдува на малых оборотах снижается в сравнении с электрическим обдувом.

Зимой проявляется еще один недостаток принудительного охлаждения – холодный двигатель дополнительно обдувается вентилятором, что немного замедляет его прогрев. Тот факт, что вентилятор обдувает радиатор на холодном двигателе, никак не влияет на скорость прогрева при условии работающего термостата. Дело в том, что до прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор.

[tip]Механический привод вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 можно усовершенствовать:

  • Установить диффузор, направляющий поток воздуха через соты радиатора. Это улучшит эффективность охлаждения.
  • Сместить радиатор немного назад, поближе к крыльчатке. Для этого можно наклонить его верхнюю часть, используя для крепления планки из жесткой стали. Планки надо рассчитать так, чтобы расстояние между радиатором и крыльчаткой было примерно 2040 мм.

Таким образом можно обезопасить автомобиль от перегрева.[/tip]

О принудительном включении вентилятора

Схема охлаждения не предусматривает, чтобы работа вентилятора была постоянной. Но в некоторых случаях можно осуществить принцип «принудительного подключения вентилятора».

Это делается в том случае, если датчик вышел из строя, а замена в пути невозможна. Проверить это можно следующим образом:  контроллер температуры двигателя показал  уже на циферблате вертикальное положение стрелки, она настойчиво «лезет» в красную зону, а вентилятор молчит, включение его не происходит.   Если это так, то возможны, скорее всего, две причины:

  • Вышел из строя сам датчик, который включает вентилятор автомобиля ВАЗ 2107. Эта ситуация более благоприятная, чем описанная ниже. Во – первых, схема охлаждения полноценная, и радиатор работает исправно. Значит, большая часть тепла отводится. Есть два выхода из этой ситуации, предлагается следующая схема действия:
  1. Если впереди прямая дорога, и автомобиль будет двигаться без остановок, то можно следить за шкалой температуры. В случае пробок, светофоров можно – включать печку на полную мощность на двойной скорости обдува.
  2. Можно решиться на установку принудительного включения вентилятора. Для этого вытаскиваются два контакта из контроллера, и накоротко соединяются между собой. Внимание! Перед этим нужно вначале снять «минус, массу» с аккумулятора. После того, как накоротко соединены провода, минусовая клемма вновь накидывается, и «карлсон» начинает работать постоянно, независимо от температуры двигателя и режима движения автомобиля. После остановки ВАЗ 2107 вентилятор будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор, поэтому после остановки нужно открывать капот и скидывать минусовую клемму.

Это очень раздражает владельцев ВАЗ 2107 с центральным замком и сигнализацией, поэтому можно разъединить провода вентилятора, правда, затем их нужно вновь соединить и заизолировать. Также нужно найти им в моторном отсеке такое место, чтобы они не попали под работающие лопасти крыльчатки, ведь схема расположения всех проводов в моторном отсеке предполагается в жгутах.

Инструкция замены вентилятора охлаждения радиатора на ВАЗ 2107 своими руками

Конечно, неудобно ездить так долгое время, потому что постоянно открывать – закрывать капот для подключения – выключения надоест. Кроме того, постоянный шум, вибрация и повышенный износ подшипников оси вентилятора тоже никому не понравятся. Принудительное  включение – это экстренный способ.

Датчик, включающий вентилятор  — такая капризная штука, которая стоит копейки, а самостоятельная замена в пути проблематична, так как нужно сливать тосол.

  • Вторая причина более опасная: вышел из строя термостат, и схема охлаждения двигателя стала неполной – не включился радиатор. Естественно, когда радиатор пустой, то датчик не реагирует, и вентилятор на ВАЗ 2107 не включается. Опасность ее в том, что теплообмен в разы хуже, так как не работает теплообменник огромной суммарной поверхности – радиатор. Единственное спасение – включение печки на полную мощность, и периодические остановки ВАЗ 2107, не допускающие перевода стрелки в красную зону.

Для «классики» температура срабатывания вентилятора равна 92 градусам и отключения — 87 С 0 , поэтому установка подходящего по размерам, но с другим номером не рекомендуется.

На карбюраторных моделях датчик расположен на радиаторе

Электрический вентилятор охлаждения радиатора (принудительный)

Также понадобится новый датчик вентилятора, если старый неисправен. Исправность проверить можно омметром или прозвонкой. Если при нагреве нижней части радиатора вентилятор не включается, его надо менять.

ПОДРОБНОСТИ:   Тормозные колодки Шевроле Кобальт: замена

Сначала нужно уменьшить ток, проходящий через контакты тепловое реле, управляющее включением вентилятора. Для этого схему включения вентилятора ВАЗ 2107 надо изменить так, чтобы он питался не напрямую от датчика, а через дополнительное реле. В этом случае контакты датчика вентилятора (термореле) не будут подгорать, а в случае выхода из строя дополнительного реле, последнее заменить будет намного проще.

Также необходимо подключить кнопку включения вентилятора так, чтоб при включении она дублировала датчик, подавая напряжение на катушку реле при включении. В этом случае при поломке датчика можно будет вручную включить вентилятор охлаждения ВАЗ и уберечь двигатель от перегрева.

Электрическая схема автомобиля ВАЗ-2107

1 — блок-фары; 2 — боковые указатели поворота; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — реле включения стартера; 5 — электропневмоклапан карбюратора; 6 — микровыключатель карбюратора; 7 — генератор 37.3701; 8 — моторедукторы очистителей фар*; 9 — датчик включения электродвигателя вентилятора;

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 карбюратор

10 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 11 — звуковые сигналы; 12 — распределитель зажигания; 13 — свечи зажигания; 14 — стартер; 15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 — лампа освещения моторного отсека; 17 — датчик сигнализатора недостаточного давления масла;

18 — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 19 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 20 — блок управления электропневмоклапаном карбюратора; 21 — катушка зажигания; 22 — электродвигатель насоса омывателя фар*; 23 — электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;

24 — монтажный блок; 25 — реле очистителя ветрового стекла; 26 — реле аварийной сигнализации и указателей поворота; 27 — выключатель стоп-сигнала; 28 — выключатель фонарей заднего хода; 29 — реле зажигания; 30 — выключатель зажигания; 31 — трехрычажный переключатель;

32 — выключатель аварийной сигнализации; 33 — штепсельная розетка для переносной лампы**; 34 — переключатель вентилятора отопителя; 35 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 36 — лампа сигнализатора включения обогрева заднего стекла; 37 — лампа сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;

38 — блок сигнализаторов; 39 — электродвигатель вентилятора отопителя; 40 — лампа освещения вещевого ящика; 41 — выключатель плафонов на стойках передних дверей; 42 — выключатель фонарей сигнализации открытых передних дверей***; 43 — фонари сигнализации открытых передних дверей***;

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 карбюратор

44 — соединительная колодка; 45 — прикуриватель; 46 — часы; 47 — выключатель ламп освещения приборов; 48 — диод для проверки исправности лампы сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 49 — указатель уровня топлива; 50 — лампа сигнализатора резерва топлива;

51 — спидометр; 52 — лампа сигнализатора включения указателей поворота; 53 — лампа сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 54 — лампа сигнализатора зарядка аккумуляторной батареи; 55 — выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;

56 — комбинация приборов; 57 — эконометр; 58 — выключатели плафона на стойках задних дверей; 59 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 60 — тахометр; 61 — лампа сигнализатора включения стояночного тормоза; 62 — лампа сигнализатора недостаточного давления масла;

63 — лампа сигнализатора включения дальнего света; 64 — лампа сигнализатора включения наружного освещения; 65 — вольтметр; 66 — выключатель сигнализатора включения стояночного тормоза; 67 — выключатель ламп наружного освещения; 68 — выключатель элемента обогрева заднего стекла с лампой подсветки;

69 — выключатель фонарей заднего противотуманного света с сигнализатором включения*; 70 — предохранитель цепи фонарей противотуманного света; 71 — плафон****; 72 — задние фонари; 73 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 74 — колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла*; 75 — фонари освещения номерного знака.

Порядок нумерации штекеров в колодках: А — блок-фар, очистителей фар и ветрового стекла, реле очистителя ветрового стекла, блока управления электропневмоклапаном карбюратора; Б — монтажного блока и трехрычажного переключателя; В — реле аварийной сигнализации и указателей поворота; Г — задних фонарей(нумерация выводов по порядку от края платы); Д — выключатель аварийной сигнализации.

* Устанавливаются на части выпускаемых автомобилей. ** С 2000 г. не устанавливается. *** С 1998 г. не устанавливаются. **** С 2000 г. вместо одного плафона на крыше устанавливаются два плафона на стойках дверей.

Как проверить исправен ли новый контроллер

 Нужно взять точно градуированный термометр, способный работать при температуре кипения воды;

  • Поместить часть контроллера, обращенную внутрь радиатора в воду;
  • К контактам подсоединить щупы тестера и отрегулировать их на исчезновение сопротивления;
  • При нагреве воды сопротивление исчезает в диапазоне температур от 87 до 92 градусов по Цельсию. Все, датчик исправен, замена и включение пройдет успешно.

Совершенствование системы охлаждения с электровентилятором

Для улучшения охлаждения можно заменить стандартный вентилятор охлаждения ВАЗ 2107 на более мощный и совершенный. В этом качестве подойдут вентиляторы от «калины» или «приоры». Особенно эффективен вентилятор с восьмью лопастями, обеспечивающий особенно сильный поток воздуха.

[note]Стоит учесть, что система охлаждения ВАЗ 2107 изначально спроектирована для эффективной работы. Если она не справляется, причина кроется не в неэффективном штатном аккумуляторе, а забитых сотах радиатора или недостатке охлаждающей жидкости в системе.

ПОДРОБНОСТИ:   Инструкция по замене передней стойки амортизатора Шевроле Авео Т300 Замена амортизатора на Aveo T300 new

Для того чтобы проверить работу вентилятора и цепей питания на инжекторной «семерке» нужно отключить разъем с датчика, ЭБУ даст команду на включение вентилятора. Если этого не произошло, то нужно проверять не сам датчик, а исправность предохранителя F7, электродвигателя, реле вентилятора и цепей питания. Ниже приведена схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 инжектор.

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 (инжектор)

Принцип действия такого устройства отличается от ТМ 108 и основан на изменении сопротивления.

Датчик нагреваясь уменьшает сопротивление, ЭБУ контролирует это изменение и при достижении заданного параметра (около 195 Ом) включает реле вентилятора.

На карбюраторной модели все сделано несколько проще, если предохранитель и реле исправны, то для того, чтобы электродвигатель заработал, достаточно снять фишки с датчика и замкнуть их между собой.

Принцип работы датчика включения вентилятора устанавливаемого на радиаторе такой, в холодном состоянии биметаллическая пластина размыкает контакты, а при достижении температуры в 92 градуса (в идеале) замыкает и реле срабатывает. На практике достаточно часто можно купить датчики с некоторым разбросом значений. Проверить новый можно нагревая в воде, контролируя температуру и включение.

Замена датчика

После этого производится замена датчика на новый. При установке не забудьте перед тем, как завернуть датчик, промазать слоем высокотемпературного герметика соприкасающиеся места датчика и радиатора. Делать это нужно насухую. Такая схема действий позволяет избежать утечки тосола.

  • Теперь нужно завернуть пробку на радиаторе, залить собранный тосол, и, набросив минусовую клемму на АКБ, проверить работу датчика и вентилятора. Не забудьте продавить воздушные пробки в магистралях охлаждения ВАЗ 2107.

Все, можно отправляться в путь! Вентилятор будет работать.

Замена датчика на инжекторной модели проще чем на карбюраторной, так как нет необходимости сливать охлаждающую жидкость. Достаточно подложить какую-нибудь тряпку для впитывания вылившейся ОЖ. Ключом на 19 откручивается деталь, вынимается и быстро устанавливается новая. При установке рационально заранее нанести на резьбу герметик.

Для проведения процедуры замены на карбюраторной машине, необходимо сперва слить тосол (антифриз) и только потом ключом на 30 открутить датчик, и установить новый.

При покупке датчиков и контролеров температуры старайтесь выбирать фирменные детали.

Не работает вентилятор радиатора ВАЗ 2107

Система охлаждения устроена таким образом, чтобы вентилятор запускался только после нагревания двигателя до установленной температуры. Неработающий датчик включения вентилятора может привести к серьёзным проблемам с двигателем.

Не путайте этот датчик с датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) который показывает температуру двигателя на панели приборов и устанавливается справой стороны двигателя.

Вовремя заметить его поломку можно только пожалуй только летом, да и то в городе или при медленной езде так как встречного потока воздуха вполне достаточно для нормальной работы системы охлаждения. Вентилятор системы охлаждения, на автомобилях ВАЗ 2107, запускается с характерным шумом, поэтому момент его запуска хорошо слышен.

Диагностика

Проверить датчик включения вентилятора можно замером сопротивления при различных температурных условиях. Для этого используют тестер (мультиметр) в режиме омметра и измеряется сопротивление запчасти. Оно должно снижаться пропорционально нагреву ОЖ, как уже было сказано, чем выше нагрев, тем ниже сопротивление.

Проверку сопротивлений можно проводить не снимая его с машины, для этого достаточно снять фишку и проводить измерения на контактах детали и прогревать двигатель контролируя его нагрев по прибору на панели. Таблицу с ориентировочными значениями зависимости сопротивления от температуры смотрите ниже.

Перед установкой нового контролера, можно проверить изменение сопротивления в емкости с нагретой водой.

Проверить электродвигатель можно подав напряжение от аккумулятора, голубой провод — « », голубой с черным или просто черный это «-«.

Случается, что запуск вентилятора происходит при нестандартно больших температурных значениях, это говорит о его неисправности.

Если при проверке выясняется, что электродвигатель, предохранитель, датчик все исправно, в этом случае нужно проверить исправность реле. Бывает что просто выгорают контакты. На фото ниже

Реле вентилятора ваз 2107 (инжектор)

Если Вам нечем заменить данное реле, то можно починить его. Контакт крепиться на пластине и чтобы восстановить его работоспособность достаточно поджать контакт. Для этого:

  1. разбираем реле;
  2. отгибаем верхний упор пластины;
  3. приподнимаем пластину с контактом для удобного доступа;
  4. поджимаем контакт;
  5. собираем обратно.

Следует заметить, что со временем поломка повторяется, проверено.

Дополнительные обозначения

Знание определений схемы электрооборудования 2107 Лада поможет быстро обнаружить необходимый провод, продиагностировать его, выявит и устранить неисправность. Конечно, при замене салонного фильтра или замена масла такая информация не пригодится, но в профильных делах расшифровка обозначений существенно упростит процесс ремонта.

  • 1 – головные фонари ВАЗ 2017;
  • 2 – боковые повторители поворота;
  • 3 – аккумулятор;
  • 4 – реле включения стартера;
  • 5 – электропневмоклапан карбюратора;
  • 6 – внутренний переключатель карбюратора;
  • 7 – система геренратора 37.3701;
  • 8 – моторедукторы очистителей фар*;
  • 9 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
  • 10 – электродвигатель вентилятора охлаждения мотора;
  • 11 – звуковые сигналы;
  • 12 – распределитель зажигания;
  • 13 – свечи зажигания;
  • 14 – стартер;
  • 15 — датчик указателя температуры ОЖ;
  • 16 – подкапотное освещение;
  • 17 – датчик сигнализатора критичного давления масла;
  • 18 – контрольная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости;
  • 19 – электродвигатель очистителя ветрового стекла;
  • 20 – блок управления клапаном системы питания;
  • 21 – катушка зажигания;
  • 22 – электрический двигатель насоса омывателя фар*;
  • 23 – электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;
  • 24 – монтажный блок;
  • 25 – реле очистителя ветрового стекла;
  • 26 – реле аварийной сигнализации и указателей поворота;
  • 27 – выключатель стоп-сигнала;
  • 28 – выключатель ламп заднего хода;
  • 29 – реле зажигания;
  • 30 – выключатель зажигания;
  • 31 – трехрычажный переключатель;
  • 32 – выключатель аварийной сигнализации;
  • 33 – штепсельная розетка для переносной лампы**;
  • 34 – переключатель вентилятора отопителя печки;
  • 35 – дополнительный переключатель электродвигателя отопителя;
  • 36 – лампа сигнализатора включения обогрева заднего стекла;
  • 37 – лампа сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости ВАЗ;
  • 38 – блок сигнализаторов;
  • 39 – электродвигатель вентилятора печки;
  • 40 – лампа освещения бардачка;
  • 41 – выключатели плафонов на стойках передних дверей;
  • 42 – выключатели фонарей сигнализации открытых передних дверей***;
  • 43 – фонари сигнализации открытых передних дверей***;
  • 44 – соединительная колодка;
  • 45 – прикуриватель;
  • 46 – часы;
  • 47 – выключатель освещения приборов;
  • 48 – диод для проверки исправности контрольной лампы недостаточного давления масла и уровня тормозной жидкости;
  • 49 – указатель уровня топлива;
  • 50 – лампа сигнализатора недостаточного уровня бензина (резерв топлива);
  • 51 – спидометр;
  • 52 – контрольная лампа включения указателей поворота на приборной панели;
  • 53 – лампа сигнализатора приоткрытия воздушной заслонки карбюратора;
  • 54 – контрольная лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи;
  • 55 – выключатель сигнализатора приоткрытия воздушной заслонки карбюратора;
  • 56 – комбинация приборов;
  • 57 – эконометр;
  • 58 – выключатели плафона на стойках задних дверей;
  • 59 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
  • 60 – тахометр;
  • 61 – лампа сигнализатора включения ручника;
  • 62 – датчик указателя недостаточного давления масла;
  • 63 – лампа сигнализатора включения дальнего света фар;
  • 64 – сигнализатор включения габаритов;
  • 65 – вольтметр;
  • 66 – выключатель сигнализатора стояночного тормоза;
  • 67 – выключатель наружного освещения;
  • 68 – выключатель обогрева заднего стекла;
  • 69 – выключатель заднего противотуманного света с сигнализатором включения*;
  • 70 – предохранитель цепи противотуманного света;
  • 71 – плафон освещения салона****;
  • 72 – задние фары;
  • 73 – датчик указателя уровня топлива и резерва топлива;
  • 74 – колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла*;
  • 75 – фонари освещения номерного знака.
ПОДРОБНОСТИ:   Форд Фокус 2 - Схема и расположение блока предохранителей на Ford Focus 2 рестайлинг

* В некоторых моделях очистители фар и ветрового стекла устанавливаются совместно. **Модели до 2000-го года выпуска.***Машины, сошедшие с конвейера до 1998-го года. ****Один фонарь по центру крыши (до 2000-го года) или два плафона расположенные в стойках кузова после этой даты.

При подключении генератора или вмешательстве в проводку и систему зажигания ВАЗ следует знать расположение блока предохранителей в авто. Всего их 17-ть, из которых 2 резервных.

  • задние лампы реверсной передачи;
  • электродвигатели насосов омывателей фар и стекла;
  • обогрев заднего стекла;
  • указатели поворотов, аварийной сигнализации;
  • противотуманные фонари;
  • тахометр, вольтметр, контрольные лампы на приборке;
  • прикуриватель и часы;
  • звуковой сигнал;
  • освещение салона, лампы тормоза;
  • дальний свет фар;
  • контрольная лампа дальнего света;
  • подкапотное освещение и освещение номерного знака;
  • подсветка бардачка;
  • ближний свет справа;
  • ближний свет слева.

Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Заезженная тема: Вентилятор и монтажный блок ВАЗ 2107

Возвращаюсь к уже заезженной проблеме с монтажными блоками нового образца. Суть проблемы заключается в том что при установке монтажного блока нового образца на карбюраторную классику перестаёт работать вентилятор охлаждения. Проблема это не новая и в интернете есть полно статей как это исправить, но всё таки найти полную информацию (что называется для чайников) в интернете очень трудно, поэтому решил выложить внятную статью про решение этой проблемы.

Решение проблемы:За включение вентилятора охлаждения отвечает 4 реле в монтажном блоке

Обычно при покуке блока в нём стоит перемычка между 30 и 87 контактами вместо полноценного реле.

Для начала необходимо распаять недостающий штырёк, он имеет маркировку 7Ш,7 (зелёный цвет) и идёт на 86 контакт реле.

Вставляем вместо перемычки обычное 4-х контактное реле и всё готово!

При такой компоновке напряжение к вентилятору подаётся через 4 реле и 10 предохранитель, как и положено по схеме.

Надеюсь кому-нибудь поможет данная статья. Спасибо за внимание.